Светлая тема

Рецензия на игру FA Premier League Stars 2001

Кажется, нет худшего времени для геймера-футболиста, чем начало осени. Самой последней версии FIFA уже скоро стукнет год, и оскомину она набила порядочную. До выхода новой надо ждать никак не меньше месяца, что тоже не радует. Безрыбье какое-то. Впрочем, есть еще на свете люди, которым мы не безразличны. Или наши кошельки, это как кому нравится. Не будем отвлекаться на лирику, тем более что суть вот в чем: заклятому другу всех спорт-геймеров, компании EASports, хочется снимать с нас сливки круглогодично. А потому, параллельно с серией FIFA, эти ребята проталкивают клонированные с нее проекты. Время их релиза рассчитывается таким образом, чтобы играющие получали свежатинку более-менее регулярно.

Промежутки между ежегодными выпусками FIFA разбавляются целой грудой подобных игр. Перечислять их слишком долго: тут и WorldCup, и Euro, а самое главное - национальные лиги с приставкой STARS. Самым популярным из европейских чемпионатов заокеанские футбольные воротилы посчитали английский, так что появление целой гаммы продуктов под лейблом Premier League - дело совершенно неизбежное. В начале осени на прилавках появились очередные творения деятельных американцев. Недавно на AG был опубликован обзор FA Premier League Manager 2001, сейчас же пришел черед еще одной футбольной игры, посвященной Премьер-лиге, на этот раз - симуляторной. Поприветствуем The F.A. Premier League Stars 2001!

Футбол на экране

По сути, "Звезды Премьер-лиги 2001" не сильно отличаются от своего предка - PLS2000. Основные козыри остались на месте. Тут и официальная лицензия Премьер-лиги, и аглицкие комментаторы (выступают квартетом). Сохранилась и апробированная на буржуинах система раздачи звезд как за результаты, так и за действия конкретных игроков во время матчей. Но изюминка кроется отнюдь не в этом, а в том, что графика, по сравнению сPremier League 2000, практически НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ. Основная начинка осталась прежней, разве что исправили ляпы предыдущей серии. Например, наконец-то побрили наголо Дэвида Бэкхема...

А так, все по-старому. У движка, использованного в PLS, есть немало как достоинств, так и недостатков. Основным же плюсом, на мой взгляд, являются лица футболистов. До NBA2000 им, конечно же, как до Марса далеко. Но если сравнить их с FIFA2000, то теперь уже можно точно сказать, что футболисты от EA стали более походить на людей, чем на истощенные манекены.

Не могу не покидаться помидорами в очевидные недостатки Stars 2001. В первую очередь хочется отметить трибуны. Их, конечно, здорово нагрузили всякими анимированными флажками, надписями и подобным антуражем. Только вот совершенно забыли о зрителях. Их просто... нет! Точнее, вместо них мы наблюдаем результат варварской работы асфальтового катка: останки людей ровным тонким слоем намазаны на трибуны и слегка там колышутся. Из-за ветра, наверное. Чуть больше смахивают на человеческие фигуры представители обслуживающего персонала: полиция, тренеры на скамейках, и т.д. Даже очень неплохо смотрятся, в анфас. Но сбоку опять становится очевидным факт: их тоже расплющили! Или нарисовали на фанерных щитах...

По давней традиции создатели не обременили нас боковыми арбитрами. Точнее, как теперь принято говорить, - ассистентами главного судьи. Ситуация не меняется здесь год от года, и я рискну предположить, что в EASports дожидаются изменения футбольных правил. Ведь нет судей - нет проблемы, да и все предыдущие футбольные игры EA автоматически придут в соответствие с реальностью.

Контрабилити

Углубляться в PLS2001 еще глубже мне уже расхотелось. Зачем повторять то, о чем неоднократно говорилось в прошлом году. Впрочем, у меня еще остались некоторые запасы пряников и тухлых помидоров, которые хотелось бы использовать. Начнем с помидоров. Самый тухлый томат заслужили две фичи, составляющие гордость разработчиков, а меня, признаться, просто бесящие. В первую очередь, это «Intelligent Player Switching». Суть красивого названия в том, что у нас отобрали право самостоятельно переключаться между игроками. Переключением теперь заведует машина, которая настолько интеллигентна, что периодически сама не знает, кого из игроков нам доверить. В результате выход, скажем, одного форварда AI на троих моих защитников заканчивается нелепейшим проходом и голом.

Второе «мериканьское чудо», заслуживающее томата, - безвременная кончина игры для игроков-клавиатурщиков. Наверное, в EA хотят поднять рейтинги продаж джойстиков/геймпадов, раз вместо логичной раскладки управления QWE-ASD-Ctrl/Alt изобретают нечто, на мой взгляд, совершенно неиграбельное. За навес/пас/удар отвечают клавиши BNM. Роль финтов сведена к минимуму, да и в Alt теперь смогут быстро попасть разве что жмущие на «навес» мизинцем. Любителям же эргономичных «ломаных» клавиатур предлагаю самим догадаться, какое удовольствие их ждет.

Сапиенс

Как и любая EA’шная футбольная игра, Stars 2001 испытывает ба-альшие проблемы с интеллектом. Конечно, все здесь неоднозначно. Но о положительном я скажу в момент раздачи пряников, а сейчас обращу внимание на пару немаловажных моментов, традиционно отстающих от общего уровня. Имеются в виду действия судей и вратарей. Начнем с арбитров. Если в настройках и есть переключение «строгости» рефери (несколько градаций), то в игре они совершенно незаметны. Полнейшая черно-белость. В одних матчах судья останавливает игру по двадцать пять раз в минуту за совершенно безобидные подкаты. В других - смотрит сквозь пальцы на подкаты сзади, «фолы последней надежды» и нападения на вратаря. При этом судейство PLS довольно часто радует грамотным указанием офсайдов, чем выгодно отличается от предыдущих игр EASports.

Работа вратарей в плане анимационном выросла просто на голову. Но их действия на поле иногда поражают полным идиотизмом. На самом сложном уровне они регулярно пропускают такие мячи, от которых у Бартеза и Симэна случились бы многочисленные и обширные инфаркты.

Раздача пряников

Пожалуй, имеет смысл приберечь оставшиеся помидоры для FIFA2001, хотя я еще надеюсь на лучшее. Займусь раздачей пряников. Есть в PLS2001 много и достойного похвалы. Несмотря на не очень удобное управление, играбельность в целом, на мой взгляд, значительно выше, чем в FIFA2000. Игра перестала походить на пинбол. Компьютер временами разыгрывает просто-таки классические, выверенные многоходовые комбинации. Почти вымерли финты, так что индивидуальные действия приходится приносить в жертву командной игре. Возможность плести собственные футбольные кружева наверняка понравится тем, кто был просто в шоке от бессмысленности последних в FIFA.

Кроме хоть и небезупречного, но все же довольно симпатичного AI хочется отметить еще несколько выигрышных возможностей PLS2001. Таковыми мне кажутся система раздачи звезд игрокам за действия на поле и связанная с ней трансферная система; упрощенный контроль за физическим состоянием футболистов во время матчей; реализм при включении ими «повышенных скоростей» и, конечно же, бесподобная анимация, к постоянному прогрессу которой «электроники» приучили нас с самых первых своих футбольных релизов.

Гамовер

На этом все. Игра настоятельно рекомендуется всем фанатам Премьер-лиги, а также тем, кого утомили FIFA и Euro. Впрочем, в конце осени актуальность Premier League Stars 20001 наверняка будет сведена к нулю выходом FIFA2001.