Предыдущая игра Lionhead Studios, Fable 2, стала поистине массовой RPG. Получить от нее удовольствие могли не только любители жанра с многолетним стажем – достаточно было в общих чертах понимать, что такое ролевые игры. С третьей частью авторы нацелились на еще более широкую аудиторию. Ее можно спокойно советовать кому угодно, от взбалмошных подростков до скучающих домохозяек. Нашлось бы желание включить Xbox 360 и попасть в сказку.
Стрижка
К счастью, в погоне за длинным долларом разработчики не оболванили проект. Вместо этого они очистили геймплей Fable 2 от примесей вроде показа трофеев прохожим или сбора четырех разновидностей опыта. Эти и многие другие нюансы, пошедшие под нож, не назовешь плохими, но и пользы от них не было. А в Fable 3 ничто не мешает с головой нырнуть в приключения.
Скриншоты110
Ради «киношности» дизайнеры избавились от большинства индикаторов, заодно упразднив экран снаряжения и путевой журнал. Балом правит наглядность: чтобы купить в магазине лечебное зелье или острый меч, нужно подойти к прилавку, а не высматривать их в списке товаров. Впрочем, бегать за тридевять земель, дабы примерить наряд, подобрать клинок или изучить характеристики персонажа, не заставляют. Нажатие на «Start» телепортирует героя в штаб-квартиру, где стоят манекены, стеллажи и конторская книга. Кто-то посчитает такой подход менее практичным, чем традиционная возня в таблицах, хотя это вопрос привычки.
Интерактивная карта теперь позволяет исследовать локации, искать квесты и перемещаться к точке их выполнения, скупать недвижимость и узнавать о скидках у торговцев. По-новому обставлено и общение с NPC. Вместо дурацкого радиального меню доступны три действия: доброе, грубое и веселое. Что именно вам подбросит игра — зависит от случая; порой паре мужиков предлагают танцевать вальс. Не одобряете подобные развлечения — начните диалог заново в надежде получить иную опцию.
Увы, в целом «беседы» примитивны, и при должной настойчивости никто не устоит перед вашими чарами. Правда, «работать по площадям» больше нельзя – необходимо уделять внимание каждому виртуальному болванчику. Когда вы добьетесь его расположения, он обязательно даст маленькое поручение – так, закрепить дружбу. Кстати, отныне романтики могут ходить, взявшись за руки. Мелочь, а приятно.
По дороге с сундуками
Сражения тоже стали зрелищными и совсем нетребовательными к игроку. Приемы, требующие хоть какого-то мастерства, исчезли — достаточно давить на все кнопки подряд. Серии ударов и добивания почти так же эффектны, как в Assassin's Creed 2. Магия накрывает огромную область и не привязана к запасу энергии. Столь мощное средство лучше не применять, иначе красивые схватки и перестрелки превратятся в избиение младенцев. Fable 3 и без того чересчур снисходительна. Меж тем, кара за падение на лопатки страшнее, чем во второй части, – потеря всего нераспределенного опыта.
Если не хотите понести суровое наказание, не откладывайте «прокачку» в долгий ящик. Тут есть на что посмотреть, несмотря на «казуальный» курс. Совершенствоваться тут намного интереснее, нежели в Mass Effect 2, да и до «Ведьмака» недалеко. Героя, готового к повышению, переносят на «Дорогу к власти». Болотная тропинка уставлена сундуками с различным добром: бонусами к боевым способностям и колдовству, заклинаниями, эмоциями для «диалогов», навыками ремесленника и бизнесмена и т. д. За открытие ларцов мы платим накопленными баллами.
Помимо умений, в Fable 3 можно улучшать любимое оружие. В описании всякой сабли или винтовки есть три задания, за которые положена специальная награда. Скажем, если днем прикончить одной из «пушек» 300 человек, то в светлое время суток она станет наносить на 10% больше урона. Кроме того, в зависимости от вашего поведения оружие приобретает уникальные черты: на нем появляются светящиеся руны, украшения из костей или иные детали. Внешность самого персонажа, напротив, меняется незначительно. Ну, с таким-то сюжетом трудно сделать по-другому.
На баррикадах
Вторая часть была историей взросления: малыш-беспризорник вырастал в отважного искателя приключений, выгонял лорда Люциана из королевского замка и сам становился владыкой Альбиона. В Fable 3 вам предстоит управлять его отпрыском – принцем или принцессой. К сожалению, связь между двумя играми слабая – несколько знакомых локаций и NPC. Из «сейвов» берется только пол великого предка. Зато те, кто ждет PC-версию, могут не волноваться – ничем важным их не обделили.
Итак, после финала Fable 2 прошло полвека. Старший брат героя Логан превратил сказочную державу в неуютное место. Промышленная революция потребовала жертв: столица утопает в нечистотах, граждане едва сводят концы с концами, а недовольных казнят без лишних разговоров. Жестокий разгон очередной демонстрации подтолкнул принца к важному решению: раз по-хорошему тирана не образумить, единственный выход – мятеж.
Разумеется, с парой верных людей восстание не устроишь. Первая половина Fable 3 напоминает Dragon Age: Origins – юный бунтовщик путешествует по стране и вербует союзников. Зарабатывая известность в забавных побочных квестах, он доказывает серьезность своих намерений. Основное повествование выдержано в более мрачных тонах, да и подано как добротный скриптовый экшен с заставками на движке, болтливыми напарниками и прорвой динамичных эпизодов.
Но когда переворот увенчается успехом, по экрану не побегут титры с фамилиями авторов – ведь над Альбионом нависла страшная угроза. Перед молодым государем встает дилемма: укреплять оборону или выполнять «предвыборные обещания». Для каждого спорного случая в тронном зале проводится отдельная церемония. Советники озвучивают свои предложения, затем монарх выносит судьбоносный вердикт и смотрит видеоролик о его последствиях.
Жаль, что все это представление – яркая пустышка. В Fable 3 не нужно гадать, к чему приведут ваши действия – добрый вариант всегда дорого стоит. Ни в одной ситуации, кроме закона о продаже алкоголя, нет подвоха или необходимости выбирать меньшее из двух зол. При желании можно вообще избежать непопулярных мер. Набить кошелек при помощи операций с недвижимостью – не проблема, ибо листки календаря отрываются лишь по прихоти сценариста. А спешить-то и некуда – финальная «разборка» на удивление убога. Похоже, Питер Мулине вновь попросит доплатить за нормальный эпилог…
* * *
За потраченный впустую потенциал «симулятора короля» по-настоящему обидно. В остальном же Lionhead сохранила и приумножила все, за что любили Fable 2. В волшебном краю хочется гостить подольше, и разработчики это прекрасно понимают – в укромных уголках, к примеру, спрятаны десятки «коллекционных» предметов. Да и наборы заданий не заставят себя ждать – Microsoft вряд ли остановится на Understone Quest Pack.