Светлая тема

Рецензия на игру Fahrenheit (Indigo Prophecy)

Готовиться к Fahrenheit следует заранее. Прежде всего, нарисуйте вокруг компьютера пентаграмму и в каждом из углов три раза произнесите «Це не адвенчура». Вытащите из корпуса сверхновую видеокарту, продайте ее, купите ускоритель предыдущего поколения, а на остаток возьмите приличный USB-геймпад. Желающие могут немного потанцевать с бубном в два часа ночи, но эта часть церемонии необязательна.

Пойдем в кино?

Интерактивный фильм Fahrenheit, украшенный солидной порцией аркадных мини-игр, ничуть не похож на другое творение Quantic Dream — Omikron. Там — достаточно открытый мир и современная (на тот год) графика; здесь — набор коротких, связанных единой канвой эпизодов и ушибленная в пользу консолей картинка, присыпанная популярным нынче «цифровым шумом». Но видимая деградация — иллюзия. И хотя «Фаренгейт» нельзя отнести к революционным событиям, память о себе он оставит.

4.8166666 по Кельвину

Нью-Йорк постепенно покрывается толстым слоем снега. Температура на планете медленно падает. Метеорологи бьются над разгадкой странного явления, и ухудшающаяся погода до поры до времени пребывает на втором плане. А пока на сцене — Лукас Кейн, расчетливыми ударами ножа убивающий посетителя кафе в туалете. После преступления в дело вступает игрок — можно подчистить за собой следы, умыться, заплатить за недопитый кофе, спокойно выйти из забегаловки и уехать на метро. Либо поймать такси. Либо не платить. Либо попытаться улизнуть через заднюю дверь.

Слишком много «либо», не находите? Похоже на изобилие путей прохождения… Но — увы, увы. В принципе, мелочи влияют только на показатель вашего «настроения». Настоящие развилки в «Фаренгейте» располагаются почти в конце истории. Все, что вы можете приобрести по ходу, — ни к чему не обязывающие сценки. А плюсовые и минусовые очки «ментальности» в крайнем случае доведут героя до суицида или чуть менее жестокого варианта «game over».

Обещанная четыре года назад нелинейность дожила до релиза в урезанном виде. Но в «Фаренгейте» это не главное. Наличие нескольких выборов — просто определение порядка действий, а не истинная свобода. Повороты сюжета, четко выписанные типажи — вот движущая сила проекта. Выступая за невольного убийцу и гоняющихся за ним детективов Карлу и Тайлера, симпатизируешь всей троице. Нелегкие взаимоотношения персонажей всплывают повсюду, сплетаясь в клубок, распутать который удастся лишь ближе к финалу.

Общую кинематографичность подчеркивают вездесущая mocap-анимация, модное разделение изображения на фрагменты (в стиле комикса), отличная озвучка и подлинно голливудская музыка. Не зря к основным трекам приложил руку маэстро Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti), бессменный композитор Дэвида Линча (David Lynch). Депрессивность, навеваемая грустными руладами, очень похожа на состояние, преследовавшее игроков в Max Payne. Но если бывшему полицейскому терять было нечего, то Лукас Кейн к самопожертвованию не готов. Он хочет жить и, что важнее, намерен выяснить, кто же его столь профессионально подставил.

Здесь-то и проявляется ключевой недостаток игры. В середине «Фаренгейта» так и тянет плакать от радости — насколько хорош сюжет, настолько же занимательны аркадные перерывы. Но чем дальше закручивается спираль приключений, тем чаще встречаются избитые штампы и тем банальнее становится интрига, в эндшпиле вырождающаяся в полное непотребство. А под занавес — явный намек на продолжение. Да, Fahrenheit изначально должен был стать сериалом, но разработчики чересчур увлеклись подтягиванием гаек.

Get ready!

«Киношное» повествование то и дело прерывается мини-играми. Обычно мы сталкиваемся с чем-то вроде DDR или, точнее, дримкастовской Shenmue. На экране возникают два круга по четыре сектора в каждом. По мере того, как зажигаются «стрелки», надо быстро давить на одну (или две) из восьми кнопок клавиатуры, либо дергать аналоговые джойстики геймпада. Не успели — рискуете увести беседу не в то русло, получить неприятный ролик, а то и потерять «жизнь». Некоторые спинномозговые вставки работают по принципу «удерживай баланс», другие заставляют резво нажимать попеременно пару клавиш (привет GTA: San Andreas). «Круговые» эпизоды вызывают странные ощущения — вы смотрите прямо на окружности, а картинка на мониторе проходит вне фокуса и поглощается подсознанием. Редкий и интересный эффект, сходный с рассматриванием альбомов с «трехмерными рисунками».

Мини-аркадами обставлены и диалоги — реплики необходимо выбирать без промедления, иначе игра использует первый попавшийся вариант. Впрочем, реакция супермена не требуется, времени на раздумья хватает. Отдельным конформистам такой подход не нравится, но нам подобная «скорострельность» ущербной не показалась. Свежо и больше соответствует реальному поведению человека при разговоре.

Сгибателям скрепок посвящается

Головная боль многих владельцев PC-версии Fahrenheit — управление с мыши и клавиатуры. В тот день, когда Quantic Dream решила выпустить свой проект и на консолях, к власти пришел геймпад. Да, с его помощью играть гораздо приятнее. Клавиатура слишком нерасторопна, а для мыши нужно недюжинное терпение — приходится выписывать дикие узоры на коврике, чтобы красный шарик курсора следовал белой линии партии. Не исключено, что вы будете частенько проклинать авторов.

И только геймпад позволяет насладиться процессом. Товарищ, вы не состоите в ортодоксальном движении «PC Devices Only & Forever»? Тогда не скупитесь. ЭТА игра достойна уважительного отношения.

Очередной кивок в направлении приставок — бонусные баллы, добываемые в разных уголках Нью-Йорка. Потратить их разрешают в особом меню, где вы сможете увидеть 2-3 вырезанных фрагмента, ролики о разработке «Фаренгейта», красивый GameArt и т. д. В общем, стандартный довесок. И еще одна консольная родинка — система автоматического сохранения на чекпойнтах и единственный настоящий «сейв». Хотя никто не мешает вам в любой момент вернуться к какому-нибудь важному событию.

The End of the Movie

Разум видит и понимает изъяны «Фаренгейта», однако сердце, наплевав на шероховатости, угловатости, потертости и устаревшую графику, все равно любит. Даже те, кто сражался с кривым PC-управлением, признают — игра удалась. Да, она могла быть лучше, интереснее, продолжительнее. Но виртуальных дней, проведенных по ту сторону остывающего океана, не жаль. Шесть часов не выброшены из жизни. DIXI.