- Главная/
- Игры/
- Ударная сила/
- Рецензия
Рынок вертолетных симуляторов — штука специфическая и непредсказуемая. Ни одна крупная игровая компания сейчас даже не помышляет о вторжении в частную жизнь вертолетчиков, связанных по рукам и ногам парой толковых проектов. Любители симуляторов боевых вертолетов давно уже оставлены в гордом одиночестве, если не считать серии Search & Rescue от InterActive Vision и вялых попыток Microsoft изобразить вертолет в MSFS. Razorworks, ау!
Ситуация далека от загадочной. Все-таки представители аудитории, на которую рассчитаны разнообразные симуляторы, за лишнюю букву в рецензии могут и подкараулить в темном переулке, а уж разработчикам приходится совсем несладко — какими только словами не называют. Вроде бы, для кого они старались? Нет, такая аргументация служит слабым утешением. Взялись — значит делайте как положено. Или хотя бы пытайтесь.
В G5 Software пытались. Это не утешение, это факт. Но стараний хватило только на половину. Вот почему, наверное, «Ударная сила» производит впечатление игры, где достоинства — следствие недостатков.
Грань между аркадой и симулятором в «Ударной силе» вполне ощутима, хотя физическая модель вызывает исключительно смешанные чувства. На одной чаше весов находится хардкорное управление (в этом аспекте возникает меньше всего вопросов), на другой — все остальное.
Революция
Начнем с того, что управление шагом винта и газом — раздельное. Этого уже вполне достаточно, чтобы запомнить название игры. Не берусь утверждать, но, по-моему, такой подход в симуляторе вертолета реализован впервые. Возможность использовать сразу два джойстика — нетривиальное решение. Один в качестве РЦШ, а на другой, скажем, «повесить» РУД. Удобно! С другой стороны, газ нельзя «повесить» на ось, а игроки, вовремя не озаботившиеся покупкой 4-осевого джойстика, вообще пострадают больше всех: из-за отсутствия автокомпенсации вращающего момента машины «классической схемы» практически неиграбельны.
Из той же области — триммирование, которое создатели вертолетных симуляторов не очень жалуют. Во-первых, за включение и отключение почему-то отвечают сразу две клавиши. Во-вторых, ничего похожего на триммирование не происходит. Момент, далекий от критического, но хотелось бы ясности.
Наконец, нет автопилота (есть «автопосадка»). Если уж не для полета по маршруту, то для баланса по продольным каналам его следовало сделать. Карты в игре скромные (по объему), но если, например, нужно вернуться на базу для ремонта, то напрягаться лишний раз не хочется. Да и вообще, это нужно. Чтобы было. Есть же эффект «вихревого кольца» и срыв потока на лопастях, воздушная подушка… Даже вес машины изменяется.
Ущербная сила
Словом, за редким исключением, управление сделано на высоком уровне. К сожалению, этот уровень намного выше играбельности игры в целом, и насладиться полетом в полной мере нет никакой возможности. Упомянутые выше карты выполнены так, что развернуться на них решительно негде: куда ни полетишь, завязывается бой. Трудно предположить, какова их площадь, но по впечатлениям — не больше сотни квадратных километров. Для современного боевого вертолета — смехотворная цифра. Ну, и потолок метров в 400 — это уж совсем ни в какие ворота не лезет. Если в детстве вы бегали по квартире с вертолетом в руках, изображая бой с неприятелем, то место для ностальгических чувств найдется.
Разработчикам пришлось полностью пренебречь реалистичностью вооружения в угоду лилипутскому масштабу. Настройки позволяют летать с аркадным управлением, но полностью реалистичным вооружением. Я так и не понял, чем оно отличается от аркадного. Если радиус действия «Вихря» 10 километров, а пушка Ка-50 бьет на 4 километра, какого реализма можно ожидать от игры с такими кастрированными картами? Поэтому очень может быть, что AH-64A — сознательная жертва. Из всего ряда он выделяется как наиболее устаревший вертолет. Радиус сканирования радара AH-64D с относительно свежей РЛС Longbow — 25 километров. То есть вы понимаете. Ка-50 — тоже не вчера первый полет осуществил, но выглядит намного более современной машиной. К тому же есть альтернатива — Ка-52. Что касается обещанного Ка-58, то он присутствует, но это уже смелая фантазия авторов. А фантазию в процессе создания симулятора нужно существенно ограничивать. И заниматься чем-нибудь более насущным.
У пушки Ка-50 (52) отсутствует возможность переключаться между типом боеприпасов. Недостаток, учитывая разрушительную мощь пушечного огня, от которого в «Ударной силе» рассыпаются ангары и капитальные здания, не слишком существенный, но разве в симуляторе так должно быть? И еще: пушки-то у всех вертолетов разного калибра и скорострельности, но разницы совершенно не видно. В одном из интервью нам с гордостью рассказывали, как в «УС» летит Hellfire: реалистично, взмывая вверх и пикируя на цель. О таких вещах, как LOAL и LOBL, они, видимо, никогда не слышали. А ведь в режиме LOBL системе наведения нужна прямая линия видимости до цели! И ракета летит как любая другая — параллельно земле.
Ничего не вижу, ничего не слышу
Подобные качели основательно наводят на мысль, что количество и качество — понятия в «Ударной силе» не тождественные. Управление — да, действительно хорошо, но это игра, а не тренажер. Однако все сделано так, чтобы было неудобно.
Прикрутив качественное управление, разработчики не позаботились о том, чтобы его было удобно настраивать. Или совсем уж неслыханный момент: в игре вообще нет внешних камер! На выбор всего три вида: от первого лица, от третьего (то есть попросту сзади) и из кабины. Но переключать их в процессе нельзя, для этого нужно выходить в главное меню. Рекомендую раз и навсегда поставить вид от первого лица, так хотя бы нормально читается ИЛС.
Откровенно говоря, здешний ИЛС — головная боль. Из кабины он вообще нечитаем, нашлемной индикации нет. Приборы работают, горят какие-то кнопочки, но толку — ноль. Если выбор боевых машин для вертолетного симулятора беспрецедентный, то все остальное, связанное с ними, никуда не годится. Даже на скриншотах (я надеюсь) видно, что из кабины вертолеты, так сказать, «нелетабельны». Сравните кабины «Ударной силы» с интерьерами Enemy Engaged. В последнем и нашлемная индикация работала, как положено, что снимало лишнюю долю ответственности с ИЛС.
Внешне вертолеты попросту убоги. В этом отношении и Gunship! смотрится куда предпочтительнее. Если же сравнивать с KA-52 Team Alligator или тем же Enemy Engaged, то «Ударная сила» по части визуальной модели здорово уступает. Разве что земная поверхность изобилует деталями, хотя в любом симе они сошли бы за излишнюю роскошь.
Далее по нарастающей. Нормально работать с МФД нет никакой возможности. В списке команд для работы с радаром — три пункта. Три! Нужно ли это вообще — вопрос открытый. Зачем, если подумать, работать с изображением целей, если они все как на ладони? Зачем радар? Без МФД летать тем более нетрудно. Переключай себе контрольные точки и выполняй задания; затраты на организацию минимальны.
Одним словом, странный какой-то подход. Что-то сделано, но наполовину, либо вообще игроку без надобности; что-то не сделано, хотя пригодилось бы. Приятно, конечно, что у Ка-50 грамотно реализовано катапультирование пилота, но на фоне всех недоработок… не впечатляет. Или модель повреждений. Вроде и точки крепления вооружения могут отстрелить, и колеса, а вот чтобы поврежденным вертолетом сложнее стало управлять — такого нет.
Карибские бароны
После описанных откровений сюжет и организация кампании не вызывают никаких эмоций. У кампании, правда, даже есть некая видимость нелинейности — некоторые миссии можно не выполнять. Впрочем, прохождение всего подряд пряников не сулит. Чем быстрее, тем лучше.
Про карты мы уже говорили, они маленькие. К тому же можно возвращаться на базу для починки или ремонтироваться на захваченных площадках. История про террористов и наркобаронов располагает к незамысловатым заданиям. Найти и уничтожить. Немудрено, что с такой реализацией работы систем вооружения они превращаются в обычное аркадное действие: налет и массированная работа НУРСами. Несмотря на достаточно продвинутую систему повреждений, это срабатывает. К тому же НУРСами можно вести прицельный огонь с большого расстояния. Они почему-то тоже работают с захватом цели (!).
Да, кстати, у нас есть ведомые. Совершенно не умеющие вести дальний бой. В «Ударной силе» просто не существует такого понятия. Как будто не знают авторы, какова средняя продолжительность жизни вертолета в бою. Боты ныряют к чертям прямиком в бурлящий чан, откуда их, барахтающихся, уже не выпускают трезубцами. Конечно, в наличии имеются команды, и иногда лучше самому лишний раз слетать за добавкой в виде боеприпасов, чем доверять тонкую работу ведомым.
А о том, какие спектакли разыгрываются в воздухе, вообще лучше умолчать…
Выхода нет
Богатства получилось на два диска. Что со всем этим делать — непонятно. В принципе, в аркадном режиме даже затягивает. Однако по сравнению с «Красной акулой» это бег на месте. Все, что касается «симуляторной» части, можно смело браковать — неиграбельно. Речь не идет об управлении как таковом, но оно висит в воздухе.
И с окончательным вердиктом все не так просто. Часть ошибок вполне по зубам среднему патчу: исправить читаемость ИЛС; улучшить работу МФД и радара; реализовать автокомпенсацию вращающего момента; сделать нормальный обзор из кабины и нашлемную индикацию; сменить неживую озвучку, в конце концов. Глобальные проблемы, конечно, никуда не исчезнут, но претензий будет намного меньше. Хотя… «Ударная сила» в любом случае останется музейным экспонатом. Первой игрой «про вертолеты» с раздельным управлением шагом и газом.