Светлая тема

Рецензия на игру Fallout 3: Mothership Zeta

Эпопея с загружаемыми дополнениями к Fallout 3 подходит к концу. Bethesda Softworks проделала путь от позорного Operation Anchorage до приличного Point Lookout. Напоследок разработчики подурачились — отложили в сторону мрачные постъядерные руины и устроили вояж на космический корабль Mothership Zeta.

Ксеноцид

Инопланетяне — не новички во вселенной Fallout. Еще в первой и второй частях встречались разбившиеся звездолеты, бластеры и сами «зеленые человечки». Однако раньше их появление было мимолетными шутками или отсылками к поп-культуре. Важной роли в сюжете «чужие» не играли. Пожалуй, и к лучшему. Несмотря на мастерство сотрудников Interplay, далеко не все гэги на эту тему удались: портрет Элвиса Пресли вызывал улыбку, а «краснорубашечники» и кашалот с петуньей выглядели глуповато.

Не мудрствуя лукаво, Bethesda втиснула потерпевший бедствие НЛО и в Fallout 3 — его можно было разыскать по радиосигналу. Несчастные пришельцы не подозревали, что «звонок другу» — платная услуга. Стоит раскошелиться на $10, как Mothership Zeta примчится на их зов и заодно похитит вас для гнусных экспериментов.

Впрочем, главный герой — не единственная жертва пучеглазых садистов. В компьютерах, разбросанных по «летающей тарелке», находятся 25 записей о пленниках: разъяренном сенаторе («Да вы знаете, кто я? Армия Соединенных Штатов надерет вам задницу!»), идиотке, не понимающей, куда она попала («Эта штука — телефон? Привет! Я заеду к тебе через пару часов, такое расскажу!»), подавленном верующем («Святое Писание ошибалось — на небесах живут не ангелы, а демоны…») и даже брамине («Му-у-у!»).

Дальше этого занимательные истории не пошли. У персонажей, с которыми игрок организует побег, нет ни толковых предысторий, ни ярких характеров. Девочка, чуть не сгоревшая в атомном пекле 2077-го, — не более чем «универсальная отмычка», способная пролезть по вентиляции в недоступные места и отпереть нужные двери. Прочие NPC орудуют в сделанных под них «боевых локациях». Военный медик, участник кампании на Аляске, выручит в криогенной лаборатории, ковбой отправится в ангар, «мастерица на все руки» из Пустошей — на завод по производству роботов. А самый колоритный соратник, самурай с катаной наперевес, вообще не проявляет себя до финала.

Общение с болванчиками — тоскливое занятие. Перебрав полдюжины банальных вопросов («Ты кто?», «Как тут очутился?», «Как думаешь, что у них на уме?» и т. п.) и не услышав в ответ ничего интересного, вы будете заходить к ним только за лекарствами (врач адаптирует биогель к физиологии людей, увеличивая его эффективность) и для починки поврежденных предметов. Алчность девушки-механика поистине безгранична — невзирая на обстоятельства, мы платим за ремонт звонкой монетой.

С пришельцами и поговорить-то нельзя — их тарабарщину земляне не разбирают. Найти общий язык помогает верная плазменная винтовка или одно из здешних чудес техники. Начало кровопролития не заставит долго ждать. Попугав чудовищными опытами буквально пару минут, дизайнеры выпустят нас из клетки, вручат оружие и дадут отмашку — «мочи!».

Следующие три-четыре часа, отделяющие от развязки, напоминают улучшенную версию Operation Anchorage. Герой точно так же бродит по однотипным коридорам, «для разнообразия» выкрашенным в теплые и холодные цвета, и методично вышибает врагам мозги через V.A.T.S. Монотонную «зачистку» останавливают лишь для того, чтобы сообщить, куда двигаться. Разумеется, россыпь вялых скриптовых сцен не скрыла ключевой недостаток Mothership Zeta — RPG-элементы остались на Земле, а Fallout 3 превратился в посредственный шутер.

Стараясь хоть как-то оживить геймплей, Bethesda подготовила несколько аттракционов: прогулку в открытом космосе, аркаду «Задай жару в ангаре», похожую на советскую электронную игру «Ну, погоди!», и решающую битву со вторым НЛО. Вероятно, эти забавы порадуют тех, кто приходит в восторг от поочередной долбежки по пяти кнопкам и картонных декораций звездного неба.

Не заладилось и с юмором. Авторы приложили массу усилий, добиваясь сходства Mothership Zeta с фантастическими фильмами, снятыми в 1950-60-х годах. Стиль они выдержали безупречно, однако для удачной пародии мало собрать в кучу штампы вроде Лучей Смерти и уродливых гибридов. Чтобы игрок смеялся, нужно шутить, а в этом разработчики не искушены. В итоге получилась копия кино из середины прошлого века, в котором храбрый астронавт всерьез борется с большеголовыми злодеями, угрожающими взорвать планету. Лет пятьдесят назад публика рукоплескала бы, сегодня — скучает и зевает.

* * *

Mothership Zeta не так убог, как Operation Anchorage, но тратить на него деньги и время не стоит. Создатели утверждают, что это — последнее дополнение; значит, испытать обновки (если вы привыкли платить Bethesda за виртуальные «пушки» и «шмотки») будет негде.