Светлая тема

Рецензия на игру Фабрика звезд

Жажда славы в той или иной степени присуща всем. Приятно, когда тебя узнают на улицах, толпы восхищенных поклонниц забрасывают цветами и интимными принадлежностями гардероба, и даже милиционеры останавливают лишь для взятия автографа.

Забраться на вершину Олимпа может практически каждый; во всяком случае, именно такую идею продвигают организаторы современных «массово-культурных» увеселений. Немного настойчивости и везения, поменьше оригинальности и глупостей, и вожделенный апельсин падает прямо в руки. Впрочем, и эти, казалось бы, минимальные действия на корню подкашивают будущих конкурентов Филиппа Киркорова. Отдадим должное прогрессу, который «семимильными шагами» тащит нас в страну иллюзий, ибо превращение в звезду эстрады в виртуальном масштабе оказалось не менее занимательным. Ведь любая слава преходяща, а значит, какая, в сущности, разница?..

Фабрика звезд и туманностей

Все начинается с того, что наш герой или героиня побеждают в финале популярнейшей передачи Fame Academy (если кто-то до сих пор не понял, в российском «телепрокате» это чудо идет под псевдонимом «Фабрика звезд»). Раскрученное имя, базовые профессиональные навыки, полезные знакомства и хоть какие-то представления о мире шоу-бизнеса — что еще нужно для того, чтобы стать героем отечества? Пожалуй, лишь добренький продюсер, который не станет навязывать новорожденной звездочке свои представления о преобразовании привлекательной мордашки в безвкусные американские дензнаки. Кстати, по ходу игры я поучаствовал в настолько альтернативном и «подвальном» концерте, что деньги на его организацию пришлось черпать из собственного кармана. Вот вам и бизнес!

Создание своего нового «Я» — процесс несложный и забавный. Выбираем пол, лицо, оттенок кожи и принимаемся настраивать «кубатуру» туловища. Здоровенный пивной живот, сексуальная задница — выражаясь образно, все в руках игрока. Поклонникам Памелы Андерсон советую особо не выпендриваться; заделав грудь и бедра по максимуму и одновременно затянув «корсет», вы рискуете получить существо, на которое не соблазнятся даже поклонники хентай-квестов и годами не вылезающие из-под сугробов полярники. Теперь осталось лишь обрядить нашего «поп-идола» в спецовку (особо не мучайтесь, все равно потом менять), посмотреть довольно-таки облезлый ролик и… Ого! Похоже, заунывный «туториал» тут не понадобится.

Львиную долю игрового процесса занимает строительство. Для культивирования нашего неуемного таланта государство выделило участок земли в престижном районе. Надо только отгрохать приличный особняк на зависть соседям, и можно начинать богемную жизнь. Рисуем прямоугольник комнаты, вставляем дверь, размещаем окна — все очень строго, буржуазные излишества придут чуть позже. Переделывать что-либо весьма неудобно, поэтому советую заранее прикинуть, как скромный коттедж будет соотноситься с бассейном, баскетбольной площадкой, садиком в японском стиле и прочей ерундой (в конце концов, наши владения не бесконечны). Далее все традиционно. Выбираем напольное покрытие, обои, декоративные кирпичики на наружные стены, выкладываем дорожки, расставляем мебель, вешаем на стенку «золотой диск» и уже через полчаса начинаем испытывать вполне осязаемое чувство счастья и покоя, благодаря которому некто Уилл Райт заработал нерукотворный прижизненный памятник.

Материальные блага даны нам не для пижонства и баловства, а непосредственно для дела. На диване можно отдохнуть, на танцполе — отточить хореографию, а на компьютере… Правильно, одно из действий, которое разрешено совершить с любимым РС, напрямую совпадает с тематикой AG. Самообразованием, к счастью, заниматься не придется. Освоить хитрости профессии помогут преподаватели — без их возмездной, а иногда и безвозмездной поддержки наша звезда закатилась бы, не успев вспыхнуть. Вот здесь и начинаются сложности. Один не желает работать без дорогостоящего оборудования, другой прозрачно намекает на гонорар с тремя нулями, с третьим необходимо сдружиться. Помаленьку наша одинокая келья заполняется танцорами, журналистами, странствующими поэтами-песенниками и тому подобными персонажами. К счастью, всю эту ораву не нужно кормить за свой счет. Сложность нарастает постепенно. Если в начале доминирует сплошной вещизм, то впоследствии к игроку будут предъявлять гораздо более жесткие требования. Лидер рок-группы обязан поддерживать имидж вечно пьяного трудоголика и психа, популярный рэпер наотрез откажется делиться опытом, если узнает, что мы втихаря изучаем бальные танцы и пиликаем на виолончели, а милая «барби-герл» просто не имеет права нахамить своей самой преданной поклоннице, в доме которой нам предстоит прожить как минимум пару дней.

Весьма логично и интересно выглядит разделение по стилям (в ассортимент входят лихой уличный хип-хоп, старый добрый рок, приторная попса, выхолощенный «гламур» для богатеньких папиков и т.н. «дзен», рассчитанный на востоковедов и особо эстетствующие слои общества). Одежда, украшения, мебель, танцевальные движения, концертные спецэффекты — все элементы должны соответствовать выбранному амплуа. Внешняя атрибутика выполнена блестяще. Взять, к примеру, уличный дизайн. Серый металлический пол, «холодные» обои, техногенный минимализм мебели, диджейские «вертушки» вместо приличного hi-fi центра, компьютер (лучше два — обычный и специализированный интернет-лэптоп). Или рок — это, как водится, готический полумрак, поблескивающие черепа, практическое пособие по анатомии, тяжеленная штанга (для самых продвинутых и спортивных) и обязательная барная стойка, за которой можно быстро восстановить душевное равновесие. Штампы, конечно, но впечатление от игры они не портят.

А чего стоят бесконечные переодевания борцов за народную любовь! Опять же, никаких чересчур заумных выкрутасов; рабочий костюм начинающей знаменитости состоит из футболки, куртки, штанов, пары ботинок, прически и разнообразных модных аксессуаров вроде цветных очков, напульсников или экстремального макияжа. Время от времени нас будут просить обрядиться соответственно определенному имиджу, но вообще — никакого принуждения… Хотя, что греха таить, рыться в шмотках и по своему извращенному вкусу менять внешность членов группы — увлекательное занятие. Пирсинг на лице, обритая наголо голова, широченные камуфляжные штаны, приталенная ярко-красная футболка, кроссовки цвета хаки — вот до какой степени может преобразиться девушка, только вчера выступавшая на респектабельной вечеринке клуба миллионеров. Сбывшаяся мечта киберпанка.

Внешне Fame Academy выглядит довольно мило. Трехмерный движок позволяет свободно вращать картинку и в подробностях вникать в жизнь и суровые будни популярного артиста. Репетиции, тренировки, болтовня, общение, отдых, развлечения… С учетом того, что по дому всегда шатается человек пять, происходящее быстро начинает напоминать кадры из какого-нибудь «реалити-шоу».

Порадовала анимация. У вас никогда не возникнет вопроса, чем именно занимается конкретный персонаж, — достаточно приблизить камеру, и все станет ясно. Качественный motion capture особенно заметен во время танца; вручную такого результата не добиться.

Озвучка… специфическая. Добавить нормальные реплики на английском языке разработчики почему-то не решились — на протяжении всей игры нам предстоит наслаждаться этаким бессловесным щебетанием (слегка напоминает Republic: The Revolution). Зато подборка музыки получилась приятная. «She Works Hard for the Money», «Summer Son», моя любимая «Get Down Saturday Night» — серебряные хиты 80-х и 90-х годов прошлого века. Залетным поклонникам Vice City должно понравиться.

Музыка для поп

Описанные выше действия имеют четко обозначенную цель, имя которой — концерт. Вот когда нам пригодятся тщательно выверенная хореография, дорогостоящие спецэффекты и с трудом вызубренные песенки. Планирование грядущего выступления реализовано с подкупающей простотой (думаю, вы успели заметить, что почти вся игра выдержана в этом «оптимистическом» ключе). Действо условно поделено на восемь частей, каждой из них можно назначить одно танцевальное «па» плюс один определенный спецэффект (лазеры, прожекторы, дым и т. п.). Зачастую стиль не имеет принципиального значения, куда важнее не повторяться. Зато о голосе молодого дарования заботиться не нужно. Глядя на безумные акробатические прыжки и невпопад открывающийся рот, уже не задумываешься об этичности фонограммы; в мире современной эстрады это неизбежно. И не забудьте про «подтанцовку»! Весело скачущие на заднем плане девочки украсят любое выступление, независимо от жанра, аудитории и места проведения мероприятия.

Если наши первые «перформансы» смотрятся слабовато, то ближе к финалу ситуация меняется самым кардинальным образом. Появляется возможность выбора — танец перестает быть нарезкой примитивных телодвижений, а разливающиеся по сцене эффекты грозят разорвать видеокарту на куски… Все было бы просто великолепно, не существуй на свете Winamp-«плагинов» от WildTangent и Private Dancer от Kaboom Studios; боюсь, до них Fame Academy не дотягивает. Разочаровало полное отсутствие интерактивности. Камера самостоятельно летает по подозрительно пустому залу (на зрителей, наверное, полигонов не хватило), а игроку остается лишь отбивать ритм бутылкой из-под пива и тянуться курсором к клавише перемотки. Жаль.

Легкая нелинейность добавляет остроты. После успешного выступления нам предлагают определиться с дальнейшими планами. Организация домашнего концерта, выступление на закрытой вечеринке, крутая гулянка на заброшенной фабрике или бенефис в шикарном мюзик-холле — согласитесь, есть из чего выбрать.

Главной проблемой Fame Academy является убийственное однообразие геймплея. Покупаем вещи, созваниваемся с «преподами», совершаем указанные в брифинге действия, получаем новые движения и песни, выстраиваем концертную программу, переходим на следующий уровень — и так до упора. С деньгами проблем нет, наш счет постоянно пополняется фанатскими пожертвованиями, интенсивность поступления которых напрямую зависит от популярности; поддерживать ее на должном уровне не сложнее, чем приготовить чашку премерзкого растворимого кофе. Дабы без нужды не поминать The Sims, отмечу, что игра подозрительно похожа на The Partners. Правда, сложные межличностные отношения и служебные романы здесь не играют первостепенной роли. При желании с любым из окружающих людей можно подружиться или, наоборот, разругаться в пух и прах; увы, в этих действиях нет ни грамма пользы и здравого смысла. Любвеобильная звездочка может перецеловать или переколотить всех попавших под горячую руку, и ничего ей за это не будет — порушенная дружба восстанавливается за пару минут. Кстати, «французский поцелуй» — максимум, на что согласились суровые цензоры ESRB, прочие безобразия происходят за кадром. Общение с автоматом, продающим презервативы, и многозначительные свидания в платяном шкафу так и остались прерогативой вышеупомянутой The Partners.

В целом же играть интересно, особенно на первых порах. Да, запала хватает лишь на пару вечеров, но по нынешним стандартам это нормально. Игра потрясающе нетребовательна к профессиональным и умственным способностям. Уследить за медленно уменьшающимися столбиками «health» и «entertainment» сумеет даже Миша Гребенщиков. А если вы все-таки забудете вовремя сводить своих героев к дивану или холодильнику, они не помрут и не описаются. Короткая истерика — и снова полный порядок.

«Панима-аешь»…

Недостаток стимулов к прохождению — вот что серьезно уменьшает шансы Fame Academy на успех. Симулятор начинающей поп-звезды можно было превратить в нечто уникальное, добавив нормальный юмор, разборки с жадными продюсерами, неожиданные встречи с поклонниками и ненавистниками (представьте, как «одухотворенные» фаны Sex Pistols и Dope расписывают окружающий наш особняк забор) — да мало ли хороших идей болтается на поверхности?.. У разработчиков из Monte Cristo получилась легкая и незатейливая игра «по мотивам»; если вы хоть раз звонили в «голосовалку» одноименной передачи, не теряйте времени зря. Количество копий ограничено!