Светлая тема

Рецензия на игру Fantastic Four

Воздух в комнате сотрясается от возгласов «Мочи его, Леголас!». Тем временем две героические фигуры на экране прокладывают дорогу через толпы безымянной нечисти. Враги отлетают направо и налево, самые назойливые из них получают на орехи мощным комбо из трех-четырех ударов или заранее припасенным огненным шаром.

Но несомненная крутизна хороших парней не производит на оппонентов никакого впечатления. Более того, они продолжают накатывать лавинами, и вскоре становится ясно — загрузки «сейва» не миновать. «Орки же сейчас возьмут Минас-…» в отчаянии восклицает автор этих строк и останавливается, вспомнив, что… он уже третий час режется не в The Return of the King, а в Fantastic Four.

Двойники

А мистер Фантастик, если присмотреться, действительно похож на Орландо Блума (Orlando Bloom) в гриме. Точно так же легко выходит один против десяти и возвращается, ослепительно улыбаясь, так же бегает по «коридорам» и решает мировые проблемы, бестолково размахивая руками. Даже прародина у них одна — черная коробочка с надписью PS2.

Созданный ЕА поджанр «успешный action по фильму» отлично прижился на почве хвалебных рецензий и семизначных продаж и начал пускать побеги к соседям с менее благополучных участков. Послужной список Activision на РС в последнее время напоминал выгребную яму, поэтому ростки сторонних идей там всячески холили и лелеяли, стуча линейкой по пальцам каждого, кто хотел подкрасться к импортной зелени с садовыми ножницами. Рьяные творцы успели, прежде чем их выволокла охрана, изобразить лишь отдельные мелочи вроде контекстных мини-игр, бонусных заданий на всех уровнях и идиотской возможности настроить управление только из launcher-меню. Остальное — строго по номерному ГОСТу, включая концепт-арт, интервью с актерами, ничего не понимающими в играх, обложки бумажного первоисточника и отпускаемые за некоторую сумму очков апгрейды.

Чем дальше в лес

Обвиваясь вокруг киношного сюжета, «лиана» пробирается по всем обязательным поворотам, под конец дает отшлепать доктора с милой фамилией von Doom, но в промежутках оставляет немало свободного места, куда, волей сценариста, влезли четверо дополнительных злодеев, вылазка в джунгли Амазонки и чернокожий Ник Фьюри из пограничной комиксовой вселенной. Локации разнообразны, движок старательно прячет от глаз лишние углы, а музыка (не забудьте поднять громкость с «0», стоящего по умолчанию) звучит гораздо приличнее, чем в среднестатистическом лицензированном проекте. Но если в Среднеземье герои были полководцами, единственной надеждой и прочая, и прочая, то вся фантастическая бригада работает, скорее, в духе бульдозера. «Иди, топчи врага!» — приказывает дизайнер, и игрок покорно шагает по лишенным ненужных развилок картам, демонстрируя всему живому Большие Кулаки Добра.

Живое, впрочем, тоже не отличается интеллектом: путается в трех соснах, бьет по своим, дабы чужие боялись, а иногда замирает, как столб. Последнее особенно характерно для болванов, именуемых здесь «мирными гражданами». Именно они, словно зная, что с их смертью придется заново начинать этап, с радостью потомственных камикадзе несутся в самую гущу голодных мумий/роботов/подземных мутантов и после этого отказываются шевелиться.

Масштаб

Правда, нельзя сказать, что разлучение сиамских близнецов «консольный action» и «джойстик с аналоговыми ручками» прошло совсем безболезненно. Кнопки, обозначенные неразборчивыми символами, приходится несколько раз, чертыхаясь, подсматривать в уже упомянутом меню, а норовистый оператор готов смотреть вперед только из-под палки. К счастью, платформенных зон тут немного; вместо них разработчики придумали веселые развлечения — например, спасение пожарных машин и командное избиение огромных боссов.

Лишь в схватке с очередной Годзиллой действующие лица показывают, в чем разница между настоящим супергероем и заезжим вышибалой из третьесортного «beat 'em up»: Сью Сторм удерживает лапы десятиметрового монстра силовым полем, Мистер Фантастик (он же — Рид Ричардс) с Беном Гриммом отбиваются от наседающей мелюзги, а братец невидимой женщины прожигает дыру в толстой шкуре чудища. Такие битвы заставляют почувствовать себя защитником справедливости в плаще и трико. Увы, доля нашего участия в них маловата: подбегаем к соответствующей отметке, запускаем аттракцион «ЧАСТО дави кнопку N», и все.

Печально, но и в кооперативном режиме, где, казалось бы, должна быть более продвинутая тактика, ничего не меняется, разве что место компьютерного костолома занимает человек.

Scriptkiddiez

Увлечение 7Studios скриптами не пошло их детищу на пользу. Если в The Return of the King они служили одним из способов достижения цели, то в Fantastic Four и шагу нельзя сделать, не наступив на очередной цветной кружок. Любая головоломка, где требуются действия, не вписывающиеся в стандартную схему «бегать, прыгать, бить», вообще превращается в прогулку от маркера к маркеру. Последовательность нажимаемых клавиш у каждого персонажа всего одна, поэтому мы просто разглядываем новую (и не слишком впечатляющую) анимацию. В итоге процесс становится почти таким же скучным, как и работа развозчика пиццы, таксиста или сутенера в GTA: San Andreas.

* * *

За то, что игра вышла на РС одновременно с приставочной версией, да еще и в том же виде, Activision стоит искренне поблагодарить — удивительно, но в ее маркетинговом отделе есть здравомыслящие сотрудники. Остается только жалеть, что Fantastic Four оказалась линейной, однообразной и непрерывной потасовкой.