Светлая тема

Рецензия на игру Кодекс войны

Стараниями фирм вроде Matrix Games, HPS Simulations и Shrapnel Games воргеймы превратились в развлечения для дотошных историков и моделистов, предпочитающих правдоподобие увлекательному геймплею. Трудно поверить, что 10 лет назад простые смертные были «на ты» с целым семейством проектов от Strategic Simulations. Кроме Panzer General 2, Allied General и Pacific General, популярность снискала и Fantasy General, посвященная кровопролитию в сказочных королевствах.

Постарев, эти игры не стали хуже, но примитивная 2D-графика ставит их в один ряд с недружелюбной продукцией перечисленных горе-издателей. Студия Wargaming.net рискнула пересадить проверенную пошагово-гексовую систему на трехмерные технологии и прошла триумфальный путь от Massive Assault до настоящего духовного наследника Panzer General — «Обитаемый остров: Послесловие». О тех же, для кого топот копыт и крики «Charge!» милее лязга гусениц, позаботилась краснодарская компания 1C: Ino-Co.

Эльфийки в купальниках

В «Кодекс войны» влюбляешься с первого взгляда. Традиции Fantasy General? Поговорим о них потом, а для начала — прославим самую красочную пошаговую стратегию на свете. Единственный конкурент «КВ» — Heroes of Might and Magic 5, однако здешние ландшафты более жизненны; деревеньки и форты встречаются гораздо чаще, чем места друидских ритуалов и пещеры с артефактами. Живописные поля и луга уходят далеко за пределы зоны, доступной для перемещений. Конечно, со временем пасторальные пейзажи перестают удивлять, а сценариев в экзотических декорациях маловато. И все же возможность разглядеть каждую травинку стоит многого, благодаря ей мирок становится чуточку роднее.

Управление обзором сходно с American Civil War: Gettysburg. По умолчанию фигурки вдвое выше крепостных стен, и в этом режиме удобно раздавать команды. Чтобы рассмотреть воинов в натуральную величину, нужно приблизить камеру к земле или напасть на врага — тогда включится «крупный план», знакомый еще по Massive Assault. Модели дотошно проработаны и отличаются деталями на манер Medieval 2: Total War: рыцари щеголяют цветастыми перьями в шлемах, щиты украшены несколькими типами эмблем, повсюду мелькает разнообразное вооружение, от мечей до шестоперов.

Но армия должна воевать, а не печатать шаг на парадах. К сожалению, в 1C: Ino-Co изготовили намного более громоздкий интерфейс, нежели их белорусские коллеги. Там, где Wargaming.net обошлись минимумом кнопок и аккуратным выпадающим меню, в «Кодексе» висит громоздкая панель с парой дополнительных экранов. Разобраться несложно, хотя иногда задумка авторов проскальзывает сквозь пальцы.

Цифра «2», которую выводит предсказатель потерь, означает, что цель получит от 1 до 3 единиц урона. Разница между средним арифметическим и диапазоном незаметна, пока индикатор не высветит «зеро». Попробуйте-ка угадать, что сие значит: «от нуля до единицы» или «пробить броню невозможно»?

Выделив подразделение, вы увидите лишь число его «очков здоровья». Сравнить прочие параметры соседних отрядов нелегко — открывайте окошки с ТТХ по очереди и выписывайте их на бумажку. Вникая в статистику, я узнал, что мои лучники ходят на 4 клетки, в лесах проходимость падает до 50%, на болотах — аж до 34%. Почему 50%, если «2 клетки» куда нагляднее? И сколько составят 34% от 4 гексов?

При этом некоторые элементы достойны оваций: макро-карта с фильтрами не даст запутаться, а плашка с портретами подскажет, кто еще не двигался или не атаковал.

Шестиугольники-хексы

«Кодекс войны» — одна из тех игр, где процесс приятнее результата. Разработчики стимулируют тщательное обдумывание маневров, щедро награждая за стремительные успехи. Но дело не в бонусах. В поисках идеальных решений вы растянете прохождение и не слишком скоро разочаруетесь в сюжете. Поэтому я советую не спешить.

Две трети «Кодекса» — суровое противостояние с краснокожими орками. Чтобы выжить, люди прекращают междоусобицы, и даже инквизитор бьется рука об руку с приговоренным им колдуном. «КВ» не тянет на литературную премию, зато мотивы всех персонажей искренни. Очарование пропадает, когда выясняется, что конфликт спровоцировал гнусный демон из вступительной заставки. Сражения с его приспешниками в алых нарядах (привет, Heroes 5: Hammers of Fate!) напоминают неудачную шутку, да и завязка будущего аддона кажется нелепой. Какой кретин нападет на героя, повторившего подвиг самого почитаемого святого?

Пугают и вольности в обращении с русским языком: по текстам разбросаны «баннеры», «юниты» и «хексы», причем местами англицизмы перемешаны с приличными «шестиугольниками» или «отрядами». Порой наружу рвутся пропахшие канцелярским клеем выражения вроде «приобретение этих доспехов несомненно увеличит продолжительность жизни бойцов отряда». Авторы объясняют их стилизацией под речь счетовода, да только читателям-то все равно, мучают их по ошибке или с умыслом.

Смерть краснокожим!

Впрочем, царапина на борту машины не мешает ей быстро ехать. 1C: Ino-Co удалось самое важное: «Кодекс войны» заслужил титул «преемника Fantasy General». В фэнтезийных мирах нет дальнобойной артиллерии, пикирующих бомбардировщиков и других радостей диванного командира, однако «КВ» — не тупая драка «стенка на стенку». Базовая механика боя элементарна. Подразделения имеют по 10 или 15 «очков здоровья» и показатели атаки и защиты (чем больше, тем лучше). После схватки часть воинов получает ранения (дабы их вылечить, необходимо пропустить ход или применить магию), а часть погибает. Если полк не уничтожат целиком, перед следующей миссией его пополнят бесплатно. В экстренных ситуациях можно менять золото на рекрутов прямо на поле боя — для этого потрепанный отряд нужно отвести в город.

Секрет различий между родами войск — в навыках, срабатывающих в определенных обстоятельствах, а зачастую вообще отменяющих друг друга. Поразить «панцирников» крайне сложно? Затем и придуманы арбалетчики. Если кавалерия наберет скорость на равнине, она сметет всякого, кроме копейщиков и алебардистов. Мечники ловко штурмуют города и крепости. Стрелки хорошо действуют во второй линии, поддерживая пехоту. Замаскированные разведчики проникают в тыл и наносят удары исподтишка. Многие бойцы «заточены» под конкретный тип местности (например, эльфы особенно эффективны в чащах). Полезны и летающие монстры, и осадные машины, и волшебники. Просто прочитав эти строки, прожженные стратеги наверняка прокрутят в голове парочку планов. Богатый выбор позволяет развернуть по-настоящему непохожие армии, что очень ценно при повторном забеге.

Сделать игру еще более глубокой должна была «прокачка»: зарабатывая опыт, солдаты разучивают умения и повышают основные характеристики. Звучит заманчиво… пока вы не лишитесь ветеранов, закаленных во множестве битв. Потери допустимы только в последних эпизодах; «КВ» смакует слово «невосполнимые», заставляя до упора терзать кнопку загрузки. На мой взгляд, это перегиб даже для сказочного воргейма. Хотя генерал и обязан заботиться о своих подчиненных, его главная цель — триумф.

Разумеется, лекарство от подобных неувязок — мультиплеер. Шероховатости «сингла» обращаются в достоинства или исчезают, довольно схожий набор человеческих и орочьих юнитов гарантирует неплохой баланс, а живой противник непременно вынудит вас жертвовать «любимчиками». Сложность в кампании достигается иными средствами. Наступать необходимо почти всегда; двигаться же шажками, постепенно развеивая «туман войны», умеют немногие. Для «золотой победы» следует действовать быстро и осторожно, ибо в таких условиях и не слишком сообразительный искусственный интеллект создает неприятности.

* * *

Как и «Обитаемый остров: Послесловие», «Кодекс войны» прекрасно подходит тем, кто хочет почувствовать себя полководцем, не штудируя талмуды правил. Несмотря на недостатки, она демонстрирует, что отечественные разработчики способны тягаться с лучшими проектами в истории жанра.