- Главная/
- Игры/
- FIFA Manager 06/
- Рецензия
Выход FIFA Manager 06 натолкнул меня на мысль о цикличности менеджерских релизов EA. Вследствие закономерности или по воле случая каждая серия прожила три года, негласно соревнуясь с разработками SI Games (пусть поклонники Championship/Football Manager и усмехаются при чтении этих строк). Дебютант — FAPL Football Manager — увидел свет в 1999-м и покинул сцену в 2002-м, уступив место куда более качественному продукту — Total Club Manager. Спустя два года произошла очередная смена вывески, и на первый план вышло новое творение, переведенное под один брэнд, — FIFA.
Сила МАТа
Фанаты FM могут громко смеяться и показывать пальцем на серию от EA, хотя я бы не зубоскалил так смело. Конкуренция была и остается двигателем прогресса, поэтому никто не сможет обвинить канадцев в штамповке глупых менеджеров, как две капли воды похожих друг на друга. Да, наверное, не всегда все правильно, но они ищут пути, работают, пытаясь добавить харизмы, и открывают новые грани. Одна из них называется просто — МАТ.
Это не словарь отборных ругательств и прочих изощренных терминов, при помощи которых легко облить грязью соперников. Match Analysis Tool — необычное явление в жанре. Встроенная утилита досконально разбирает любой из сыгранных вашей командой поединков и выдает всю информацию, от личных тактико-технических данных любого участника до общекомандных показателей, включая повторы опасных моментов в 2D. Кто, сколько и с какой скоростью в среднем (!) пробежал, в каком направлении чаще двигался с мячом и без мяча, какому партнеру отдавал точные и неточные передачи, число ударов по цели и подкатов. Участки поля, где больше оборонялись, через какой фланг чаще атаковали. Словом, все, что может пригодиться настоящему тренеру для «разбора полетов».
Поначалу я скептически отнесся к этой задумке. В самом деле, что за чушь такая — средняя скорость перемещения по полю? Однако же… Предпочитая остро-атакующий стиль игры, я избрал схему с двумя быстрыми флангами и парой форвардов, ловко играющих головой, да вот беда — один забивал часто, а второй редко, хотя по умениям превосходил своего напарника. Разгадку подсказала МАТ — правый форвард бегал медленнее инсайда и постоянно не успевал к его подачам, а защитники занимали позицию и выбивали мячи подальше от ворот. Отстающему был прописан усиленный курс беговых тренировок, и атакующие порядки приняли надлежащий вид. Пас с фланга — и страйкер, опередив всех, вколачивает мяч в ближнюю девятку. Аплодисменты, МАТ действует!
Развитие продолжается
Очередной цикл FM06 встречает в новой одежде. Дизайн приобрел футуристический облик, но вместе с тем сохранил в себе качества интуитивно понятных закладок. Отдельно упомяну главное меню. Удачная компоновка совместила бюджет и зарплаты, отношение совета директоров и болельщиков, последние новости, результаты прошедших и календарь предстоящих матчей. Симпатично выглядят окна, где отображаются игроки, недовольные чем-либо, или те, у кого подходят к концу контракты. Эволюция настигла встроенный журнал: из банального ЕА Magazine, через FourFourTwo, он превратился в веб-портал с разнообразнейшей статистикой по каждому из 38 чемпионатов, сплетнями, слухами, поздравлениями и голосованиями. Роль у них сугубо развлекательная, но все равно интересно.
Гордость менеджеров от ЕА, развернутая финансовая система, не претерпела больших изменений. Как и год назад, клуб можно взять под тотальный контроль. Ни фунта из бюджета без вашего ведома! Продавайте билеты и рекламные места на стадионе, выбирайте ассортимент клубного магазина, берите деньги в банке и сбывайте акции на бирже, если те, конечно, кому-то будут нужны. А вот с контрактами придется повозиться. Эта область ТСМ и раньше давала фору FM; в нынешнем же году ее расширили, добавив «жизненные» факторы — агентское вознаграждение и вагон всяческих бонусов, которые помогут вам привлечь в свои ряды талантливого футболиста.
Минус двадцать баллов
Еще одно глобальное нововведение — отказ от 20-балльной шкалы текущей формы и реального уровня игрока. Решение сомнительное, поскольку прежняя система имела право на жизнь. Изюминки вроде «звезды» таланта и легкость оценки данных позволяли разобраться в истинной силе и текущей форме спортсмена. Сейчас технические показатели общим количеством 35 штук (в Football Manager — 36) разбиты на 4 категории: умение играть в поле, стандартные положения, умственные и физические навыки; кроме того, всем присвоены игровые стили, к примеру — либеро, дриблер или диспетчер. Лень лазить по хитросплетениям чьих-то способностей? К вашим услугам графическая схема-паутинка с основными преимуществами и недостатками. Путь FM, выбранный в EA, несомненно, повысил сложность FM06, но ощущение плагиата все-таки сохранилось.
Наконец, упомяну улучшенную графику и музыку. Вместо повторяющихся трехмерных портретов вас ждут 7000 фотографий, а также 2000 лицензированных команд и 20000 футболистов. Оценивать специалистов, собирающих данные по чемпионатам, не будем, т.к. дело это субъективное. В целом провалов в их работе нет. Трансферный рынок живет, достойные российские игроки быстро уходят на Запад, достойные зарубежные — меняют средние клубы на престижные. Цены, к слову, адекватны — Кержаков перебрался в «Ливерпуль» за компенсацию в размере семи миллионов фунтов. Неплохо.
Крис Брасс играл в FM06?
В активе — отличная финансово-экономическая часть. В пассиве же осталась 3D-трансляция и реализация футболистами тренерских задумок. Уйти с мертвой точки ЕА суждено лишь в том случае, если она прекратит рисованный бардак на поле в серии FIFA. Вся показная красота прямым ходом перекочевала и прописалась в FIFA Manager, точно у себя дома. Когда смотришь, как игроки «деревенского» чемпионата восьмой английской лиги забивают фантастически красивые или невероятно глупые (то бишь вратарь делает все, чтобы пропустить мяч) голы… Хочется плюнуть, выйти из показа матча и всегда изучать игру команды через текстовый вариант или вообще использовать мгновенный результат. Да, я понимаю, что случайно и не такое бывает. Многие видели убийственно комичный автогол английского защитника Криса Брасса (Chris Brass), однако в FM06 курьезы встречаются каждые два-три поединка с пугающим постоянством.
Футбола! Зрелищ!
Финансовая часть хорошеет, а спортивная по-прежнему топчется на месте и не дает ЕА серьезно сцепиться с SI Games. Когда же? Мы заждались.