Светлая тема

Рецензия на игру Пекло Шеф

Некоторые разработчики, сами того не зная, занимаются бесполезным делом. Согласитесь, достаточно глупо моделировать имитаторы различных профессий. Если роль детектива, менеджера либо директора какой-нибудь компании вполне реально удачно обыграть, то совсем иначе дело обстоит с докторами или, скажем, пожарными. В первом случае без специальных знаний и навыков виртуальным куклам можно помочь разве что умереть; а во втором — размахивать брандспойтом и кидаться на огонь с огнетушителем, откровенно говоря, скучно. Видимо, в следующий раз нам предложат выгребать мусор из городских урн, класть асфальт или, простите, чистить засорившуюся канализацию.

Зажечь

Но, в отличие от, например, 911: Fire & Rescue, разработчики Fire Chief (у нее есть еще пара имен: Fire Department и Emergency Fire Response) не стали пытаться изобрести симулятор работы пожарного, а подошли к вопросу разумно, позволив нам взглянуть на эту специальность в более глобальной перспективе.

Под нашим руководством находится бригада спасателей, чей состав в зависимости от целей и характера миссии может варьироваться. Так, помимо пожарных, «вооруженных» топором, необходимым для вскрытия запертых дверей, в команду входят врачи, специалисты для работы в тяжелых условиях (способны карабкаться на недоступные этажи), техники, слесари и пожарные в огнеупорных костюмах, позволяющих некоторое время находиться в самом пекле.

Приятно удивляет и набор миссий, хотя их здесь не так много, как хотелось бы. Однако разнообразие покрывает количество. Кроме устранения огня и спасения пострадавших, нам придется разыскивать важные документы и улики, оставленные злоумышленниками, и не допускать возгорания ценных вещей (а в одном из заданий вообще надо арестовать незадачливых грабителей банка, изолированных стеной огня от заветной свободы). Во всех случаях важно установить приоритеты и, правильно оценив обстановку, принять решение об устранении очагов возгорания в том или ином месте. А поскольку людей постоянно не хватает (довольно неразумно отправлять по одному человеку на очаг), справиться с огнем не всегда получается с первого раза. Тем более что виртуальные пожарные особой самостоятельностью не отличаются — могут самозабвенно стоять по колено в огне и даже мизинцем ноги не пошевелить.

Тушение пожаров в современных условиях предполагает не только наличие слаженной команды, но и использование специальной техники. Без машины скорой помощи и водовозки не обходится ни один выезд. Если работать предстоит в тяжелых условиях (определяемых категорией возгорания и доступом к очагам), дополнительно могут быть отправлены водяная помпа, машина с раздвижной лестницей или бульдозер. Неприятная особенность всех этих «средств передвижения» заключается в необходимости лично управлять ими. Авторы, видимо, посчитали, что таким образом они смогут усилить эффект присутствия. Как и следовало ожидать, ничего хорошего из этого не вышло. Вместо того чтобы, указав место назначения, отправляться руководить командой пожарных, приходится тратить время на возню с техникой, в то время как огонь продолжает уничтожать все вокруг.

Окружение, будь то склад, банк или загородная вилла, отличается некоторой интерактивностью, выраженной не только в возможности устранения дверей, но и в наличии приборов, установок и даже машин, с которыми пожарные, обладающие соответствующей специализацией, могут взаимодействовать. Если, к примеру, включить аварийную систему пожаротушения под силу любому члену команды, то оперировать насосом умеет только техник. Как бы там ни было, по окончании миссии дается оценка и по общей эффективности тушения пожара, и по отдельным показателям.

Потушить

Приятно удивило графическое оформление. Очень уместно смотрится соблюдение масштабов и пропорций: люди не кажутся гигантами-переростками, но и не выглядят муравьями на фоне машин; то же самое можно сказать и об остальных объектах и моделях, изготовленных если не с любовью, то со старанием — точно. Уровни не страдают минимализмом деталей. На дорогах стоят брошенные в спешке автомобили, в худшем случае они разбиты, перевернуты или уже горят, грозя взорваться в любую секунду. Здесь вы, наверное, не найдете ни одного пустого помещения. Столы, стулья, шкафы, стеллажи, аппаратура, компьютеры и даже столовые приборы не просто шаблонно свалены, а аккуратно расставлены. Пожар, разумеется, накладывает свои отпечатки на все это убранство. К тому же здание может частично обрушиваться (в соответствии со скриптом), а стекла при взрыве — вылетать.

Самое пристальное внимание разработчики уделили огню. Между прочим, они смело утверждают, что распространение пожара приближено к реальности. Эту особенность, наверное, мало кто решится проверить на опыте, а потому правдивость таких заявлений целиком лежит на совести сотрудников Monte Cristo. Однако в ходе игры легко заметить следующую закономерность: если по сценарию где-либо должен быть огонь, он там будет в любом случае. Кроме того, чисто субъективно вода мне понравилась даже больше, чем пламя.

Несмотря на то, что Fire Chief полностью трехмерна, камера не позволяет в полной мере ощутить все достоинства движка. А если учесть, что управление ею осуществляется только при помощи клавиатуры… К сожалению, вместе с камерой пострадал еще и интерфейс, от былой роскоши которого («горячие» клавиши, цифровые группы) осталась только резиновая рамка объединенного выбора. Только на нее и остается рассчитывать в тяжелые минуты.

Тяжело же здесь практически постоянно. Авторам удалось всего в десяти миссиях показать несколько категорий пожара: в закрытых помещениях, где возможно скопление воспламеняющихся продуктов горения, возгорание токсичных жидкостей, опасные пожары на атомных станциях и на открытой местности в условиях быстрого распространения огня на большой территории. Услуги консультанта-профессионала явно пошли игре на пользу.

Выгореть

Разумеется, отнести Fire Chief к разряду шедевров нельзя, но это явно и не середнячок. Monte Cristo удалось сделать хорошую игру. Словосочетание «работа пожарной команды» здесь является не просто рекламным трюком, а действительно присутствующей составляющей игрового процесса. Еще неизвестно, какие высоты смогли бы покорить виртуальные борцы с огнем, получи она достаточное развитие, подкрепленное более основательной технической реализацией.