Светлая тема

Рецензия на игру Flatout 3: Chaos & Destruction

Появление FlatOut 3 на РС живо напомнило мне сцену про двух «ботаников» из фильма «Карты, деньги, два ствола»:

— Это что?
— Удобрения…
— Ты ушел шесть часов назад за счетчиком для купюр, а вернулся с обкуренной девкой и мешком удобрений. Я слышу тревожные звоночки, Вилли.

Так и Team6 (в последнее время без лишнего шума строгавшая поделки для Wii) – как будто несколько человек ушли на годик-другой из офиса, а вернулись с релизной версией, коробками, набитыми DVD-болванками, и кипой напечатанных обложек. Это, конечно, выдумка, но пусть уж будут веселые ассоциации, чем скорбные завывания и причитания.

Разруха, Филипп Филиппович

На самом деле ничего страшного не произошло. Семейство FlatOut прекрасно себя чувствует благодаря Steam, а что до якобы третьей части, так она быстро утонет в игровом болоте. Team6 повезло, что сейчас немногие припомнят ее опусы 8-летней давности. Мне, как заслуженному ликвидатору барахла, которое голландцы на пару с Xing Interactive плодили в середине 2000-х, хорошо видно: у них получилась точно такая же игра, что и всегда.

Хотя нет, не такая же. Это их лучшая игра, черт возьми. Лучше ATV Mudracer (10%) и Shanghai Street Racer (10%)! Лучше Taxi Racer London 2 (16%) и Taxi Racer New York 2 (16%)! Лучше Elite Helisquad Defender (19%)! Вот что надо было писать в пресс-релизе, а не скучные приманки вроде «реалистичной модели повреждений». Тут создателям пришлось напрячь все способности – уж не знаю, имя FlatOut подействовало или Strategy First… В общем, Team6 напихала во FlatOut 3 столько всего, что теперь, наверное, будет набираться сил еще несколько лет. Но вряд ли ей выпадет другой шанс.

В каждом учебнике для бездарных разработчиков вторая заповедь (после «Никогда не делай игры») должна гласить: «Никогда не берись за продолжение известной серии». Первую Team6 нарушила давным-давно, зато со второй худо-бедно справлялась, тихо сидя в своей резервации. Кто всерьез воспримет продукты с названиями типа Pizza Dude или Scooter War3z? С FlatOut иначе — слишком много ненужного и смертельного для Chaos & Destruction внимания. А потому пяти минут достаточно, чтобы это недоразумение испустило дух. Жаль, что рецензию нельзя завершить на такой славной ноте, но я постараюсь недолго тыкать палкой и вытирать ноги.

Там, где у нормальных проектов все только начинается (режимы, машины, персонажи, команды и т. д.), для FlatOut 3 все внезапно заканчивается – здесь нет интересных развлечений. Видимо, догадываясь, что с талантом и фантазией Bugbear им не потягаться, авторы попробовали взять нас ассортиментом. В их игре можно найти уйму всякой всячины, от заездов по бездорожью до крошечных «формульных» этапов с болидами, почти приклеенными к асфальту, от невнятных миссий на бигфутах (повалить пять горящих автобусов – зачем?) до ночных дуэлей под дождем (уникальное изобретение!). Обычная карьера – бессвязный набор гонок по разным локациям, по-другому Team6 делать не умеет. Классический Destruction Derby – аж в двух версиях: куча-мала на 16 участников и КУЧА-МАЛА на 24 участника. Призовые деньги? Тюнинг? Апгрейды бесплатны и устанавливаются по нажатию одной кнопки. Самое же тоскливое впечатление, помимо оформления меню и интерфейса, оставляет раздел «Stuntman», поскольку основное занятие в нем — прицельное катапультирование по мишени. Особо извращенно выглядят его правила: единственная попытка; попасть нужно строго в «яблочко»; разведка территории не предусмотрена; полетом надутой тушки водителя, мячиком прыгающей по земле, можно немного управлять.

Конечно, кольцевые гонки и битвы на аренах – всегда беспроигрышный вариант. Трассы во FlatOut 3 действительно неплохи, на них гигантское количество мусора и пиротехнические ловушки на каждом шагу (в виде металлолома, напичканного взрывчаткой, и красных бочек), есть срезки, спрятанные за вроде бы прочными препятствиями. «Chaos & destruction» полным-полно, но к такой основе Team6 даже под гипнозом не смогла бы приладить свое недалекое понимание аркадных гонок. Если команда из года в год штампует клоны уровня Glacier, предлагать ей разработку FlatOut (NFS, TDU, DiRT) – все равно что сделать Церетели главным архитектором Москвы.

Играть не просто неинтересно – противно. Законы физики здесь не действуют, машинки кувыркаются от любого чиха, точно в «Монстрах СССР», и прилипают друг к другу как намагниченные1. Мешанина из обожаемых Team6 галлюциногенных красок, прикрывающая уродливость моделей и унылое окружение, беспрестанные взрывы в духе дешевых кинобоевиков, грошовые эффекты – сумбура хватает. Что насчет игры?

В качестве ответа особенно показателен мультиплеер, тихий и запущенный настолько, что невольно задумываешься – тут кто-нибудь был (Steam-достижение «A taste of glory» – победа в онлайновом заезде – получили 0,4% пользователей)? Лишь раз мне удалось встретить там живую душу (кстати, голландца). Мы несколько минут грустно погоняли в салочки вдвоем на склонах какого-то холма и разошлись…

Резюме

Истинная оценка FlatOut 3 – процентов 20 или, так уж и быть, 21. Все же по сравнению с польскими поделками на час в ней есть зачатки разумного. Но от возмездия Team6 не уйти. Как минимум за то, что она до сих пор не скончалась и посмела вылезти в приличное общество.

P.S. Хотя сами разработчики настроены очень оптимистично, намерены выпускать DLC, а в одном из патчей вообще расщедрились на бесплатную карту «Moscow» – арену на Кремлевской набережной. Ну, в «Московском водиле» было не хуже нарисовано…

1исправлено патчем от 21.01.2012