Есть в мировой масс-культуре такая типовая сценка. Герой, весь сжавшийся и трясущийся, неуверенно бредет по пустому темному дому. За кадром звучит что-нибудь мрачное. Напряжение достигает наивысшей точки, и тут - бабах! (зрители подпрыгивают) - окна и двери разлетаются вдребезги, и отовсюду с воем начинают лезть ожившие мертвецы. Или еще кто-нибудь.
Так вот, когда пишешь о гражданских авиасимуляторах, тоже весь сжимаешься и ждешь неизбежного нашествия поклонников MSFS.
Нет, поймите меня правильно, это хорошие ребята (как, впрочем, и все остальные, кто понимает, что симуляторы - превыше всего). Просто каждый раз начинается спор на тему, что лучше - MSFS или что-нибудь другое. Причем спор абсолютно беспредметный. Лично я уже пришел к выводу: в нынешней триаде верховодящих гражданских авиасимов каждый делает акцент на некую особую область, а потому по-своему уникален. Сравнивать их бесполезно.
MSFS. Здесь ставка на полностью открытую архитектуру. Результаты такого подхода известны всем, особо комментировать нечего.
Fly!. Главная точка опоры - моделирование различных систем вашего летательного аппарата. Конечно, все остальное также не забыто.
Flight Unlimited II и III. Динамическое окружение. Ради него авторы пожертвовали буквально всем миром, сосредоточившись на Сан-Франциско и Сиэттле. Но то, что получилось в итоге, впечатляет. Некоторые настоящие летчики говорят, что лучше всего атмосферу их работы передает именно FU.
Мое мнение склоняется ко второму варианту - хочу водить почти настоящий самолет. А потому для меня всех ближе и роднее, разумеется, Fly!. Как я воспринял новость о релизе Fly! II? С радостью, конечно. Как же еще?
Still having fun
Видимо, Terminal Reality придерживается похожего мнения относительно раздела сфер влияния. А потому сиквел получился очень похожим на своего предшественника. Все абсолютно в том же духе.
Основные различия таковы. Несколько усовершенствована графика - требования к “железу” существенно выросли, но и картинка стала приятнее. Добавлен ряд опций (по мелочи). В списке летательных аппаратов появился вертолет - “Белл”, разумеется.
И вот еще что. Гораздо больший упор сделан на пострелизное поступление всевозможных патчей, апдейтов и аддонов. Первый Fly! издавался на трех дисках. Второй - на одном. Но зато новые карты, детализированные ландшафты и новые модели аппаратов уже начали выкладываться на www.iflytri.com. А в целом, повторюсь, все то же самое. Понятно, что здесь - кому как, но я этим фактом остался очень доволен.
Отметив это дело, можно рассмотреть Fly! II более подробно.
Мир жесток
Вот еще одна концептуальная разница между Fly! и MSFS. Последний в значительно большей степени рассчитан на новичков. Как мы помним, его последние версии содержали в себе очень мощный обучающий раздел - с подробными объяснениями, картинками, видео-роликами и прочим. Все было очень доступно.
Fly!, во-первых, ничем таким не располагает. А во-вторых, имитирует различные процедуры настолько безжалостно, что иногда в нем застревают и настоящие летчики. Поэтому, при всем моем уважении к этому продукту, я не могу рекомендовать его новичкам. Безусловно, во второй версии этот подход сохранен полностью.
Но уж если ты один из нас, то Fly! сделает все, чтобы максимально облегчить тебе самолетовождение в условиях, когда твое поле зрения гораздо уже, чем в жизни, а вместо двух пилотских рук есть только джойстик, клавиатура и мышь. Так было раньше, так есть и сейчас. Приборные панели не влезают на экран полностью, да к тому же их может быть много (к примеру, управление бизнес-джетом развернулось аж на семь экранов, на которых все отображено довольно мелко). Но эти экраны удобно скроллятся мышкой и их довольно просто переключать (это можно завести на хэт джойстика). Если тумблер и надпись под ним толком не разглядеть, то на помощь придет «всплывающая подсказка» - она не только сообщит, с чем мы имеем дело, но и оповестит, в каком положении он находится (скажем, «Cabin pressure 0 ft»). Хорошо сделана работа со всей радиотехникой - и со связью, и с навигационными приборами - одним словом, с аппаратурой, которая требует введения рабочей частоты. Все вводится с карты по двойному клику.
Особенно мне понравились «камеры пользователя». Их можно нацелить на любую точку каждой приборной панели и вызвать в нужный момент. Допустим, идешь ты на посадку на «Сессне». Здесь она называется по-другому, но отовсюду хорошо видно, что это именно «Сессна». Максимизируешь обзор - приборная доска уезжает вниз. И вот в самый ответственный момент ты думаешь, что неплохо бы проконтролировать себя по вариометру. Никаких проблем - можно повесить на F1 вид без доски, а на F2 - доску, отскроленную так, что вариометр находится в кадре. По умолчанию такие вещи привязаны к функциональным клавишам, но их можно приделать к чему угодно - например, к кнопкам джойстика.
Таков Fly!. Все рассчитано исключительно на профессионалов, но те из них, которые сумеют прорваться в этот мир, не смогут предъявить авторам никаких претензий - по крайней мере, к интерфейсу. Это касается обеих версий.
Самолеты
Тот же набор, который был и в первой части. То, что называется «малой авиацией». Ну, или почти малой. Одномоторные и двухмоторные, поршневые и турбовинтовые - плюс турбовентиляторный бизнес-джет. У многих в MSFS бизнес-джет был любимым классом самолетов. Здесь же он уверенно выпадает из категории любимчиков в силу своей невероятной сложности - все его управление воспроизведено с фотореалистичной точностью, вплоть до панели вспомогательной силовой установки; она находится за креслом командира. Собственно, и в первом Fly! было то же самое.
Честно говоря, тут я остался разочарован. Во-первых, со стороны Terminal Reality было бы очень мило включить в этот список какой-нибудь пилотажник, - скажем, ту же самую немецкую «Экстру», которая так успешно живет в MSFS. Во-вторых, почему бы не дать нам порулить планером? Вы никогда не пробовали планер? Уникальная вещь. Техника его пилотирования сильно отличается от самолетной, и к тому же вождение планера очень успокаивает нервы. Попробуйте - не пожалеете… но, увы, в какой-нибудь другой игре.
Здесь наружу вылезает, пожалуй, самый серьезный недостаток Fly! (речь идет об обеих версиях). Как уже говорилось, в этой игре основа - имитация работы различных систем самолета. И они имитируются. Но вот модели отказов и повреждений почти не существует. Хотя, по идее, она должна быть ничуть не менее детальной. Рядом с переключателем «дворников» красуется предупреждающая надпись «Do not operate on dry glass». Почему их нельзя включать, если стекло сухое? Потому что можно поцарапать. Значит, при разработке надо было на всякий случай создать алгоритм царапанья сухого стекла. И так далее… возможностей тут тысячи. Тем более что самолетами дело не исчерпывается. Есть там еще одна машина...
Вертолет
Единомышленники интересовались, что я о нем думаю. Появление вертолета в очередной версии гражданского авиасима - шаг серьезный, так что…
По этой части я слегка в сомнениях. Все-таки подозрительно отношусь к вертолету, который начинает слегка приплясывать на бетоне еще тогда, когда винт неподвижен. Но это только начало. Признаюсь честно, я не держал в руках РЛЭ «Белла», где должны быть описаны опасные варианты его загрузки, но не думаю, что этот аппарат так уж легко повалить на хвост тяжестью в багажном отделении.
Взлет. Эта штука такая же бешеная, как и в MSFS, но, тем не менее, определенные различия наблюдаются. На более-менее ощутимое смещение шаг-газа вертолет реагирует сильным рывком по тангажу. На большой скорости педали остаются эффективными; «Белл» отвечает на их воздействие, как любой самолет на руль направления - только гораздо сильнее.
Классические вертолетные эффекты он признает: набрав горизонтальную скорость, приобретает дополнительную подъемную силу, а на очень большой скорости начинает кособочиться. Но в вихревое кольцо я его посадить не сумел, и в установке опций реализма ничего похожего на «Vortex Ring State» не обнаружил.
Надо заметить, что здесь MSFS выигрывает очко. Панели Fly!, как уже и было сказано, выглядят куда солиднее, но их нельзя масштабировать - только сдвигать. А в нашем случае есть такой момент: чем лучше ты видишь ландшафт, тем быстрее реагируешь на его нежелательное движение. Майкрософтовский «Белл», приборную доску которого можно сдавить до любого желаемого размера и задвинуть куда-нибудь в уголок, водить несколько проще. Впрочем, вполне вероятно, что это чисто субъективное ощущение.
Но вообще, вертолет - это правильно. В гражданском авиасиме должен быть вертолет.
Across the clouds
С точки зрения «чисто внешне» Fly! II преподносит еще один феномен. В современных играх графика уже достигла такого уровня, что любоваться начинаешь не техническими достижениями, а картиной в целом. Ее художественной стороной. Нечто подобное было в «Корсарах»: нельзя сказать, что технология отрисовки била там какие-то рекорды, но было очень приятно смотреть на фрегат, режущий волны под всеми парусами.
Вот и в Fly! II примерно то же самое. Устанавливаем уровень облачности в broken (одного слоя вполне достаточно), взлетаем, пробиваем облака - и замираем в восторге. Изумительно. Ради этого стоит научиться водить самолет.
Хотя, опять же, алгоритмы, которые изображают это чудо, довольно простенькие. В “Ил-2”, бета-версию которого я сумел пристально рассмотреть, все сделано на более совершенном уровне. И тем не менее, с определенных ракурсов Fly! II очень красив. Впрочем, не стоит слишком много вкладывать в слова, когда есть скриншоты.
По этому поводу у меня, кстати, есть замечание. Суперэффекты не отслеживаются, но вот с запросами у игры все в порядке. Чтобы получить достойный framerate при полной детализации, надо иметь больше 32 мегабайт видеопамяти и процессор на полгигагерца, а то и шустрее.
Лично мне не понравилась только одна вещь. Главная приборная панель при «косых» взглядах становится неработающей. Жаль. Вполне можно было бы сделать нормально. Ну и, конечно, надо помнить о том, что, в отличие от первого Fly!, во второй версии гораздо больше «низкодетализированных» зон. Знакомство с новым гражданским авиасимом я всегда начинаю с аэродрома Merril C. Meigs - дань памяти, именно оттуда пятнадцать лет назад я поднял свой первый виртуальный самолет. Fly! II не стал исключением и - опп-ля! - палки вместо зданий!
Ну что ж, будем почаще заходить на iflytri - может, когда-нибудь они выложат там детализированный район Чикаго…
Адназначно
«Наш выбор»? Конечно. И вот почему.
Есть такой химический элемент - кислород. В таблице Менделеева его клетку значком «Нашего выбора» никто не украшает. Но если земную атмосферу лишить кислорода, то последствия будут, как вы понимаете, не самыми лучшими. Аналогичная ситуация и здесь. Fly! (и первый, и второй) - это один из тех китов, на которых держится вся вселенная гражданских авиасимуляторов. Убери его - и все зашатается. Дело даже не в каких-то замечательных технологических достижениях игры. Просто без нее нельзя. Как, скажем, в мире action нельзя без Quake. Но, конечно, гражданские авиасимы стоят далеко не только на нем.
На этом, пожалуй, я и закончу. И полезу в Сеть за апдейтами. Кстати, первый патч уже вышел - исправляет все по мелочи и несколько улучшает framerate. Впрочем, как говорят разработчики, это заметно только на самых слабых машинах…