- Главная/
- Игры/
- Football Manager 2006/
- Рецензия
Ожидание новой версии Football Manager/Championship Manager всегда протекало тихо и безболезненно. Сезон за сезоном, сначала с грандами, потом, когда наскучит, — с каким-нибудь клубом из Конференции или экзотической Колумбии. И вот на дворе 2020 год, Роман Абрамович оставляет «Челси», «addictedness rating» зашкаливает… Конечно, бывает жаль расставаться со своими кубками и браться за чистый лист, но — в FM2006 у нас появилась возможность сделать настоящую тренерскую карьеру.
На поверхности
Искушенный игрок без труда заметит три принципиальных отличия. Во-первых, скорость. То, за что хвалили в целом слабый Championship Manager 5, теперь украшает и Football Manager 2006. Правда, там она была следствием дохлой базы, а в Sports Interactive явно потрудились над оптимизацией — на моей конфигурации все чемпионаты (число стран не изменилось — 51) загрузились за 40 минут. Прежде мы о таком и не мечтали.
Во-вторых, качество. Наконец-то SI выпустила проект, лишенный критических ошибок. Патч, исправляющий живучие недоделки малого и среднего калибра, по традиции вышел за день до релиза. Разработчики готовят и еще одну «заплатку», которая, судя по официальному форуму, либо усложнит игру, либо облегчит — жалоб с обеих сторон хватает.
И в-третьих — долгожданные менеджерские контракты. Сейчас они пребывают в зачаточном состоянии, но уже ясно, что авторы не будут развлекать игроков всякой ерундой вроде покупки на заработанные деньги садовых участков или квартир. Есть тут и практический интерес: при заключении договора обсуждается не только оклад, но и соотношение «transfer funds/wage funds». Т.е. или сумма на трансферы больше, а на зарплаты игрокам — меньше, или наоборот. Разумеется, быстро оценить новинку смогут лишь те, кто начинает путь к славе со статусом «unemployed».
Новые решения
Ветер перемен в очередной раз коснулся тренировок. Свежий подход выглядит, пожалуй, лучше, проще и нагляднее всех предыдущих. Характеристики распределены по 9 областям, интенсивность в каждой настраивается привычным бегунком. Естественно, везде выставить «Intensive» нельзя — общая загруженность не резиновая. Навыки тренеров в кои-то веки выводятся рядом с расписаниями (кстати, кнопка «auto assign», похоже, выдает наиболее удачные варианты). «Досье» игрока пополнилось пунктом «Training», где показывается успешность его занятий и рост параметров в виде графиков, а в конце месяца ассистент называет отличившихся и перетрудившихся спортсменов. Очень удобно.
Непосредственно с тренировками связана система травм. Причина любого повреждения описывается в отчете врача, что помогает точнее определять нагрузку. Более того, теперь мы можем выбрать, как поступить с травмированным игроком: поручить физиотерапевту, отправить к некоему специалисту или выпустить в следующем матче «на уколах» с риском потерять беднягу, скажем, на 2 месяца вместо одного. При вирусных недугах предлагается услать больного домой, дабы он не заразил остальных членов команды.
Главную тактическую находку можно сравнить с приходом в серию CM экрана «with/without ball». Отныне у подавляющего большинства футболистов нет четко установленного амплуа; способность играть на разных позициях бывает нескольких степеней — natural, competent, awkward и т. д. — и демонстрируется в разделе «Positions». Туда же вынесена информация о «силе» ног и «preferred moves» — любимых финтах (например, прорыв по левому флангу или дальние удары), которые, к сожалению, достались не всем и с возрастом не приобретаются.
Немало времени авторы уделили и media-составляющей. Обилие новостных тем (опция «Refresh media comments» позволяет быстро добавлять в игру скачанные и собственноручно созданные комментарии), прогнозы, высказывания прессы об игроке матча, реакция подопечных на наши действия… SI неукоснительно следует плану и старается сделать общение с питомцами максимально подробным. Разговоры с глазу на глаз пока не реализованы, зато появились «беседы» в раздевалке после первого тайма и по окончании встречи. Их цель — поднять боевой дух команды, разозлить ее, когда на поле совсем ничего не выходит, или похвалить, когда все отлично. Реплик, увы, немного — 5 персональных и 5 коллективных. Понять, как это работает, сложно, хотя порой действительно удается затронуть потаенную струнку. Повторяемость, конечно, может надоесть, но если «дозировка» будет разумной, несложно дотянуть и до FM2007. По большому счету, к «mind games» поначалу было похожее отношение, однако они по-прежнему в строю и вовсе не бесполезны.
Еще не идеал
Сейчас в FM2006 сильнее всего раздражают почти мгновенные ответные голы и частые «камбэки» — соперник умудряется отыграть несколько мячей, уступая нам по всем статьям. Да, подобные «подвиги» случаются и в реальном футболе, но не с таким же постоянством.
Претензия №2: scout-система, которую давно надо переделать (что и должно произойти в FM2007). Сведения о следующем противнике скупы, о найденных игроках — тоже. Единственное, чему научились скауты, — иногда оповещать нас о приблизительной цене.
Наконец, вызывает нарекания спорная задумка с так называемыми «grey players», возникающими в командах с неполными составами. Раньше «серые» жили своей жизнью и никому не мешали. Здесь же с ними можно заключать контракты, но оказалось, что зачастую их характеристики почему-то выше, чем у игроков основы. Получился очень серьезный дисбаланс. Впрочем, он проявляется отнюдь не везде.
Champions again
Таковы достижения Football Manager 2006. Правда, есть еще и уйма разнообразных мелочей: данные о рефери (какие встречи обслуживал, сколько карточек дал, сколько пенальти назначил), «домашняя страница» (где в сжатом виде выведена необходимая клубная информация), детальная игровая статистика футболиста, обновленный «сравнительный» экран, приукрашенный стадион, десятки новых текстовых комментариев, быстрая настройка тактики во время матча…
Как и год назад, игра великолепна. Даже чуточку великолепнее.
P.S. Фанатский «soundpack» намного приятнее и насыщеннее стандартного содержимого папки Sounds. Рекомендую.