Светлая тема

Рецензия на игру For The Glory: A Europa Universalis Game

Весной 2008 года Paradox Interactive начала лицензировать движок от Europa Universalis и Hearts of Iron молодым студиям, работающим над историческими стратегиями. Смогут ли дебютанты сделать по-настоящему новую игру, пока неясно. For the Glory, вышедшая в ноябре, и Arsenal of Democracy, релиз которой намечен на конец февраля, – это «улучшенные и дополненные» переиздания проектов Paradox. Что, конечно, тоже неплохо.

Возрождение

Прошло целых восемь лет с тех пор, как шведы выпустили Europa Universalis 2. Многие консервативные поклонники обзавелись свежими версиями Windows и мониторами с приличной диагональю, и хотя процесс по-прежнему затягивал, играть в «старушку „Европу“» становилось все тяжелее. Но в For the Glory проблемы исчезли, точно дурной сон.

Crystal Empire Games добавила поддержку современных разрешений (включая широкоформатные), позволила менять масштаб колесом мышки, заменила шрифт и спрайты юнитов. В итоге руководство государством упростилось, ибо на экран влезает гораздо больше объектов. Да и выглядит FtG хорошо – аккуратная двумерная картинка куда милее глазу, чем аляповатое 3D из EU 3.

Интерфейс также приближен к сегодняшним стандартам. Изучать обстановку помогают два новых фильтра: первый показывает районы, в которых высок риск восстания, второй очерчивает границы культур. Привычный «дипломатический режим» более комфортен — полками можно командовать прямо в нем, а не возвращаться к физической карте мира.

Впрочем, по сравнению с аддонами к Europa Universalis 3 удобств маловато. Значки, напоминающие о важных происшествиях, до For the Glory добрались – они есть во всех играх Paradox, начиная с Victoria: Revolutions. Других приятных мелочей, вроде «органайзера», сильно недостает. Флажки, отображающие оккупацию территорий, еле различимы. Колонизация проходит только вручную и требует огромного количества кликов, а автоматизация торговли так же убога, как в 2001-м.

Зато в прочих сферах подвижек хватает. Области вечной terra incognita, где природа была слишком суровой к человеку, раньше являлись непреодолимым препятствием. Теперь армиям необязательно идти в обход «белых пятен» — так называемые «land connections» дают возможность «срезать углы». Правда, часть этих маршрутов зимой закрыта.

Кроме «национальных» провинций, приносящих больше налогов и новобранцев, в For the Glory существуют «претензии» (без бонуса к рекрутам), земли «casus belli» (против их владельца проще развязать войну) и регионы, затронутые Тордесильясским договором. Посмотрев на расположение «щитков» чужих держав, можно понять, за какой кусок пирога они будут бороться до последней капли крови. Кстати, противостояние с искусственным интеллектом стало интереснее – он поумнел и лучше управляет войсками.

Не обошлось и без религиозных встрясок. Протестантство и Реформация распространяются в Европе более реалистично. Гуситам из Богемии выделили специальный сорт «опиума для народа», действующий на соседей-католиков как красная тряпка на быка.

Помимо кампаний из оригинала, в FtG встроены две модификации. Age of Timur посвящена завоеваниям Тамерлана, а вот Alternative Grand Campaign / Event Exchange Project добавляет аж 10000 событий и поэтому достойна особого внимания. Для тех, кто не устанавливал AGCEEP на EU 2, она станет потрясением. Авторы мода постоянно бомбардируют игрока «сюжетными» сообщениями и заставляют его принимать судьбоносные решения. Любители истории, мечтавшие об интерактивном учебнике, будут очень довольны. Если же вам хочется свободы, всегда есть EU 3.

* * *

Стараниями Crystal Empire Games у шедевра восьмилетней давности началась вторая молодость. Разумеется, For the Glory вовсе не затмевает Europa Universalis 3, а удачно дополняет ее в своей весовой категории.