Знаете анекдот про китайцев, которые сажали картошку, а на следующий день выкапывали ее, потому что «осень кусать хотса»? Сотрудники Brain Candy – как те голодные колхозники: и рады бы подождать, да не выходит. Все игры в своем развитии минуют стадию альфа-версии, но Fray, похоже, навсегда застряла в «подростковом» возрасте. Просто поразительно, что служба контроля Steam пропустила настолько сырой и некачественный продукт. Работы там еще как минимум на полгода, и неизвестно, будет ли ее вообще кто-то делать.
Сдвиг по фазе
Мрачный киберпанковый стиль Fray напоминает о Syndicate и «Коде доступа: РАЙ». А вот жанр французы выбрали экстравагантный. Чтобы пересчитать значимые пофазовые стратегии, хватит пальцев одной руки, хотя такая боевая система гораздо умнее и правдоподобнее классического походового режима.
Мы командуем отрядом бесстрашных киборгов, прочесывающих местность в поисках вражеских агентов. Раздав подчиненным ЦУ, жмем «конец хода», и игра ненадолго переходит в реальное время, показывая, насколько правильными были те или иные приказы. Важно не потратить все очки действия, а разгадать план противника, удивить его. Матч идет до семи «фрагов» (убитые воскресают в специальных точках) либо пока не прозвенит таймер.
Авторы Fray подошли к вопросу серьезно – представители разных классов существенно отличаются друг от друга. У штурмовика молниеносная реакция, «танк» привлекает крепкой броней, медик – лечит, снайпер – калечит. Среди тех, кто обычно прозябает на базе (взять на задание можно четверых) – разведчик и «саппорт». Первый умеет в нужный момент становиться невидимым, второй бьет навесом из гранатомета и снабжает патронами… после дорогостоящей «прокачки» – в стандартной комплектации он бесполезен.
При этом игровая механика здесь проще, чем в прошлогодней Frozen Synapse – она не учитывает, в какую сторону смотрит боец, и не позволяет передвигаться боком или брать автомат на изготовку. К тому же суперсолдаты туговато соображают. Самостоятельно стреляет только штурмовик – остальным необходимо вручную указывать цели. Странное и нелогичное решение напрочь убивает динамику в схватках. Приковылял, остановился, неторопливо прицелился, дал очередь, сплюнул, почесал микросхему…
Каждая победа приближает героев к совершенству. Вместе с уровнем растет ассортимент магазина: появляются новые «пушки», импланты и гаджеты (стационарная аптечка, силовое поле, радар и т. д.). Желание накопить на «модный аксессуар» – единственный стимул продолжать и терпеть технические ляпы. Fray словно проверяет рамки дозволенного. «Вылеты» раз в полчаса, разрывы соединения с потерей результатов, сломанный интерфейс – полный набор.
Даже если на секунду представить, что все работает идеально, это не сделает игру лучше. Ни драйва Frozen Synapse, ни тактического изобилия Laser Squad Nemesis – так стоит ли плакать из-за того, что нас лишили общения с AI-болванчиками? Да-да, у Fray нет «сингла» – ни в каком виде! Будьте готовы осваивать управление прямо по ходу матча. Заодно постарайтесь привыкнуть к кислотным цветам, жуткому дизайну и неопрятной пикселизации, которая отмечает границы «тумана войны».
Круассаны с улитками
Графика в стратегии – не главное. «Баги» тоже поправимы. Но отсутствие одиночной кампании и скудный выбор многопользовательских режимов ничем не оправдать. Несмотря на потенциал, с таким отношением к покупателям далеко не уедешь. Если уж с финансами совсем труба, выставили бы проект на Kickstarter или обратились к проверенной f2p-схеме (кстати, за счет микроплатежей живет идеологически близкая Jagged Alliance Online). Сейчас Fray вообще сложно назвать игрой. Как будто теплый июньский ветер занес в окно обрывки программного кода и чьи-то несбывшиеся мечты.