Светлая тема

Рецензия на игру Freedom Fighters

В Нью-Йорк пришло «бабье лето». Деревья Манхэттена нехотя расстаются с пожелтевшими листьями, отправляя их в последний полет к ближайшей скамейке. Рабочий день в самом разгаре, но на улицах полно горожан. Они куда-то бегут, прикрыв голову руками. В воздухе отчетливо пахнет гарью. Асбестовая пыль от рухнувших многоэтажек застилает взор, набивается в нос, проникает в легкие. Среди автоматной стрельбы, истошных криков и грохота взрывов слышится непривычная уху славянская ругань. По широкому проспекту с оглушительным стрекотом проносится «Ми-24» — краса и гордость Советской Армии. Пора менять флаги. Russkies are here.

Татаринское иго

Коварным планам СССР сбыться не суждено — тысячи граждан Америки встали на защиту родной столицы от войск генерала Татарина. Не щадя живота своего, они будут бороться за право трижды в день посещать «Бургер Кинг» и свободу намазывать масло на бутерброд с любой стороны. Их предводитель — Кристофер Стоун, простой нью-йоркский сантехник, готовый в любое время суток угостить коммунистическую сволочь увесистым разводным ключом. Автоматы, пулеметы, пистолеты, дробовики, гранатометы, разрывные гранаты, «коктейли Молотова» и снайперская винтовка прилагаются.

Если вам скажут, что Freedom Fighters — тактический шутер, не верьте. Голливудщины тут не меньше, чем в каком-нибудь Medal of Honor. Гуляя по очередной вражеской базе в режиме прицеливания «от приклада», волей-неволей ощущаешь навязчивое дежа вю. Кажется, что мы и не сантехник вовсе, а киллер Багров, расстреливающий бандитов в полутемной подсобке. Могучая поступь супергероя, уверенность — как у танка «Абрамс». Ей-ей, друзья, служители вантуза c таким апломбом не ходят.

Да и тактики здесь хватит лишь на очень маленькую тарелку. Орава помощников, разрастающаяся к финалу аж до 12 человек, всегда кучкуется в нашей эпсилон-окрестности и обучена трем командам. «За мной/отступаем», «фас» и «охранять» — на этом многообразие опций благополучно заканчивается. Впрочем, отдадим должное ребятам — с алгоритмами pathfinding'a и ориентацией на местности у них все в порядке. Столкнувшись с противником, они предпочитают вести огонь из ближайшего укрытия, шустро убегают, завидев активированный взрыватель на куске пластита, используют стационарные пулеметы и никогда, никогда не гибнут. В худшем случае дружественный NPC рискует потерять сознание и улечься на землю в ожидании командира с медпакетом. Обидно, что нам такие привилегии не положены: раз пристрелили — так пристрелили, будьте добры считать «quicksave» или повторить миссию заново. О небо, неужели никто из рядовых бойцов не знает, как пользоваться аптечкой?!

Не меньшее смятение вызывает и поведение вражеского AI. Просто удивительно, насколько быстро советские солдаты превращаются из умниц в законченных идиотов и обратно. Одни ловко шныряют в лабиринте баррикад, метают гранаты, демонстрируют эффективные приемы рукопашного боя в лобовых стычках, редко пользуются скриптовыми костылями и знают рельеф местности на «ять». Другие спят на посту, пока к ним, лязгая автоматами, приближаются враги КПСС, третьи напрочь забывают о необходимости дать сдачи, а четвертые выделывают дикие па под плотным огнем, вместо того чтобы смыться в ближайший окоп. Зато орут шикарно. «Иди суда, гаденищщ!»

Blow It Up

Блестящая лысина Агента №47 выглядывает, словно чертик из табакерки, в самые неожиданные моменты. И дело даже не в том, что Freedom Fighters делит с ним по-братски один и тот же движок Glacier, «тряпочную» физику, звуки оружия и вид от третьего лица. Куда важнее оказался авторский подход к структуре игры. Героиня нашего рассказа ухитряется сочетать в себе прямой, как железнодорожные рельсы, сюжет и нелинейные карты, богатые развилками, тайниками и скрытыми «шорткатами».

Почти нулевую интерактивность окружающего мира компенсируют причинно-следственные связи, объединяющие уровни в своего рода мини-эпизоды. Чтобы избавиться от ненавистных транспортных вертолетов, регулярно доставляющих на улицы города свежие подкрепления, можно уничтожить взлетно-посадочную площадку в соседнем районе. Упаковки с С4 валяются в третьей зоне, но их стережет кусачий «Ми-24», вылетающий на задание из квартала номер один. Кроме того, в каждом секторе есть здание, над которым необходимо водрузить звездно-полосатый стяг — символ окончания миссии. Порядок и способы решения проблем авторы оставляют на наше усмотрение, ненавязчиво при этом намекая, что было бы здорово прихватить с собой немного взрывчатки. Игнорировать дополнительные поручения не возбраняется — в этом случае их все равно засчитают как выполненные, однако харизмы (местный аналог «экспы») вы не получите. А она здесь очень важна, ибо, чем выше уровень мистера Стоуна, тем больше активистов он способен привлечь на свою сторону.

Время новостей

Увы, из-за плотного фасада мастерски сработанных уровней, голливудского уровня спецэффектов и ядреной «клюквы» про талоны на туалетную бумагу в исполнении ведущей телеканала SAFN (Soviet Army Forces Network) Татьяны Кемпински время от времени проглядывает маска однообразия. Ведь, по сути, геймплей стандартен: грудью проложив себе дорогу, выполнить вторичную цель (освобождение пленных/минирование важного объекта), после чего перестрелять всех на пути к зданию «икс» и заменить монотонную красную тряпку на более интересный рисунок. Повторять вплоть до финального ролика.

Freedom Fighters не приедается только потому, что четко знает меру. Тотальная «зачистка» даже самого крупного района занимает от силы полчаса на среднем уровне сложности. Вы от души развлекаетесь, отправляя к праотцам целые взводы товарищей в краснозвездных ушанках, выполняете задание и со спокойной душой перебираетесь в новые декорации. Передозировка чревата тошнотой, возмущениями на малую продолжительность игры и последующей деинсталляцией, поэтому борьбу за светлое капиталистическое будущее лучше всего растянуть на несколько дней.

Некоторое оживление в процесс вносит и пара одиночных миссий, во время прохождения которых авторы рекомендуют вести себя скрытно. В переводе на нормальный язык их совет звучит так: «Вместо „убей их всех“ используйте принцип „убей их всех медленно и аккуратно, иначе потом, когда мы активируем триггер, вы горько пожалеете о том, что корчили из себя Сэма Фишера“».

Wake up in New York

Зато пейзажи скучными никак не назовешь. Искореженные остовы легковых авто, увядающая листва на деревьях, мусор, устилающий разломанный асфальт улиц, «Эмпайр Стейт Билдинг» и черный дым — то ли от заводов, то ли от горящих небоскребов на заднем плане… Кстати, самые яркие образы Нью-Йорка почему-то получаются у художников из европейских студий — взять хотя бы Mafia, Max Payne, GTA 3 или Runaway.

Следы кроссплатформенной разработки почти незаметны — текстуры четкие, модели и антураж не обделены полигонами, анимация — качественный motion capture. Управление персонажем и камерой — бич всех проектов, которые пытаются добиться успеха на РС и консолях — не вызывает даже малейших нареканий. Видимо, кто-то из IOI учел неудачный опыт Hitman 2.

А вот с зимой вышел легкий конфуз — такие жестокие метели обычно бесчинствуют в Подмосковье, а вовсе не на широте 41-го меридиана. Но нарисовано замечательно, за что и прощаем. Овацию за стиль срывает сцена штурма телестанции, безжалостная окопная война в сиянии неоновых огней советской пропаганды. Улыбка мадам Кемпински, гигантский кулачище шкафообразного вояки и надпись «Русская Водка» — последнее, что видит сраженный пулей солдат.

Свою лепту в атмосферу вносит музыка. Электронный эмбиент, живо воскрешающий в памяти то Red Alert, то депрессивный постапокалиптический саунд обоих Fallout, в нужные моменты сменяется убойным коктейлем из брейк-битовых ритмов, тревожных гитарных сэмплов, пафосного симфонического оркестра и революционно-готических напевов Венгерского хора радио и телевидения (см. также Republic: The Revolution). Житель Манхэттена Йеспер Кюд, и прежде ласкавший наш слух своими неординарными творениями, на сей раз превзошел все ожидания. Такими мелодиями вас не порадуют даже в дорогостоящих ААА-блокбастерах «фабрики грез».

Westwood бы гордилась

Зрелищно, сочно, вкусно. Главное, как мы уже предупреждали, не переборщить размером порций. Действие насыщено адреналином, ранние видеовставки изобилуют уморительной «клюквой», а финальные — не менее забавным патриотическим бредом, комнату наполняет богатое звуковое полотно, и только сетевой режим не явился на построение. People, goooo!

Рецензии пользователей
на Freedom Fighters2

Для своего года выпуска вполне обычная графика и интерфейс. Минусы – неудобное управление в прицеливании и просто хохмическая клюква сюжета. Отчасти она воспринимается, как пародия. Отлично продуманы уровни, переход между локациями, свободный выбор порядка прохождения зон, их взаимосвязь для облегчения прохождения. Отличный электронный саундтрек
«Проверено временем»
«Саундтрек на повторе»
Водка, балалайка и медведь на велосипеде. Количество клюквы зашкаливает в несколько раз, но на это безумие интересно смотреть, собственно и играть тоже.