- Главная/
- Игры/
- Front Office Football 2001/
- Рецензия
Down 1
Наверняка постоянные читатели игровой прессы обратили внимание, что практически в каждой статье, где речь идет о каком-нибудь чисто американском виде спорта, автор пытается всячески поддеть несчастных жителей США, намекая на ущербность американского футбола, бейсбола, гонок NASCAR и т.д. Дескать, что ваш тупорылый футбол против нашего соккера? Разве можно сравнить Зидана и какую-нибудь гориллу из Arisona Cardinals? А где это видано, чтобы 70 тысяч людей добровольно платили за билеты, стремясь попасть на какое-то палкомахательное действо, сопровождаемое необъяснимой беготней по кругу? Ну чем не дебилы? А как можно охарактеризовать дуболомов, которые, жуя попкорн, несколько часов следят за монотонной гонкой, разбавленной редкими авариями? Американцы, что тут скажешь.
Откровенно говоря, подобными мыслями частенько сорил и я. Но отныне, обещаю, буду предельно осторожен в предварительной оценке заокеанских видов спорта, во всяком случае, американского футбола. За подобную метаморфозу надо благодарить EA Sports и Solecismic Software, точнее, их последнее творение в области менеджеростроения - Front Office Football 2001.
Down 2
Нет-нет, подождите. Я просто не имею морального права не остановиться на правилах столь экзотичного соревнования.
поле, в отличие от футбольно-европейского, имеет четко фиксированные размеры: 100 ярдов (примерно 90 метров), не считая двух конечных 10-ярдовых зон. На поверхность через каждые 10 ярдов нанесена перпендикулярная разметка. Команда состоит из 11 человек, с неограниченным количеством замен по ходу игры (всего в сезоне должно участвовать максимум 46 активных игроков). Команда делится на две части: игроки атакующего и, соответственно, оборонительного плана. К нападению относятся такие амплуа: Center (центровой, начинает атаку, отбрасывая мяч Quaterback'у), Quarterback (разыгрывающий, лидер команды), Running back (основной мяча, задача - прорваться с мячом как можно дальше), Fullback (основная задача - расчистка пути для Running back'а), Wide receiver (крайний нападающий, задача - прием паса с последующим прорывом), Offensive linemen (основная задача - охранять игрока с мячом), Tight end (крайний линейный - иногда выполняет функции Wide receiver'a, иногда Offensive linemen'а), и Offensive Guard с Offensive Tackle (игроки с узкоспециальными функциями). В обороне же список несколько короче: Defensive linemen (центральный - самый здоровенный из защитников, на нем весь центр поля и крайние: основная цель - охота за Quarteback'ом), Linebacker (универсальные защитники, на подхвате у Defensive linemen'ов), Cornerback и Safetie (последний рубеж обороны - охотятся за вышедшими на оперативный простор после паса и вообще перехватывают нападающих, прошедших первый эшелон защиты). Так же отдельной строкой стоят футболисты, выполняющие стандартные положения: Punter (игрок, выставляющий мяч для удара) и Kicker (игрок, выполняющий удар по мячу, как правило, при пробитии по воротам или для заброса кожаного снаряда в тыл врагов, чтобы им приходилось начинать атаку из максимальной глубины). В отличие от привычного нам футбола, каждое амплуа накладывает на футболиста ряд строгих обязанностей к физическим кондициям: например, должны быть быстрыми и ловкими, - обладать пространственным мышлением, центральные линейные защитники - иметь неимоверную физическую силу, и т.д.
Начинается игра с того, что обороняющейся команды (кто нападает, кто обороняется - выбирает жребий) с 30-ярдовой линии своей зоны выбивает мяч на поле противника. Его ловит один из игроков нападения, пытаясь, в сопровождении своих одноклубников, продвинуться с ним на максимальное пространство, в то время как защитники противоборствующей команды стараются этому помешать. В том месте, где игрок с мячом был остановлен (со стороны обороны разрешаются практически любые типы толчков и захватов, кроме хватания за маску и подсечек), начинается атака. Ее цель - добраться до конечной зоны, чтобы провести touchdown. Движется команда до заветной зоны 10-ярдовыми отрезками. На преодоление каждого из них дается четыре попытки (down). Если с четвертой попытки группа нападения не справляется с задачей, мяч переходит к команде, доселе защищавшейся.
Очки начисляются следующим образом. Шесть очков дается за - момент, когда мяч оказывается в конечной зоне противника. После игрокам нападения дается право на extra-points. Можно либо запустить с 2-ярдовой линии мяч в ворота, над перекладиной и между стойками (1 очко), либо разыграть его, опять доставив в конечную зону. Также есть т.н. field-goal (гол с игры) - в очередном просто посылает мяч в ворота, принося таким образом 3 очка. Есть шанс набрать очки и у защиты - остановить игрока атакующей команды с мячом в его конечной зоне.
Нарушения в игре наказываются потерей ярдов. За мелкое нарушение - 5 (фальстарт, офсайд), за более крупное (неразрешенная блокировка) - 10, за тяжелое (хватание за маску, неоправданная жестокость) - 15. Для защиты самое грубое нарушение - атака нападающего до того, как он получил пас (в тот момент, когда мяч уже к нему направляется). В этом случае атака будет начинаться с места этого нарушения. Кстати говоря, в американском футболе, в отличие от регби, разрешается пас вперед. Правда, всего один за и с рядом ограничений.
Длится матч два тайма по 60 минут. Каждый тайм делится на два 15-минутных периода. Тренерам разрешается брать по 3 тайм-аута в каждом тайме. Вот, вкратце, собственно, и все. Конечно, за бортом осталась масса деталей. Впрочем, описанного с лихвой хватает для того, чтобы без дрожи в коленях и с ясным разумом взяться за менеджерскую работу.
Down 3
Чем больше играю в менеджеры командных видов спорта, тем больше убеждаюсь, что в целом тренерская работа похожа: подготовка к игре и сама игра. Причем основной груз на наставника команды падает именно в длинных промежутках между матчами. Создатели FOF 2001 особенно гордятся множеством вещей, которые они умудрились ввернуть в свое произведение. Первым делом нас пытаются взять различными таблицами. Все, что бы вы ни пожелали, к вашим услугам. Хотите знать, какой прирост посещаемости в городах по прошествии сезона? Уточнить в сравнении потенциал своей команды? Посмотреть всех доступных на трансфере , опять же в табличном исполнении? Хотите... Перечислять можно долго и нудно, при этом неизменно заканчивая фразу словами .
Радуясь лицензии NFL (Национальной Футбольной Лиги), разработчики на славу поработали с составами команд. Конечно, поручиться за это я не смогу (что вообще однозначно можно сказать, живя в России и находясь в полной спортивной блокаде, об американском футболе?), но авторитетные сайты утверждают. Как итог - полное погружение в американо-футбольную жизнь. Уверен, для настоящих поклонников этого вида спорта возможность работы с игроками, которые, стоит только закрыть глаза, предстают во всей своей широкоплечей красе, - далеко не лишняя деталь. Естественно, можно и торговать спортсменами. Судя по всему, в Штатах действуют какие-то особые правила трансферов. Вывод строится на оценке их футбольной (соккерной) лиги: все команды принадлежат одной организации, которая строго следит за переходом игроков, не давая ни одному из клубов чрезмерно возвыситься. Никакой, панимаешь, европейской демократии в этом вопросе. Так и в FOF 2001: торговля осуществляется бартером. Нужен какой-то игрок (наши помощники об этом сообщают) - будь добр отдать за него минимум равноценного, но уже нужного той команде. Редко-редко проходят обмены, где в итоге вы получаете сравнительно более ценного игрока. Уж когда той команде кровь из носу, но игрок нужен - сезон через неделю, а нет, - она пойдет на выгодный вам обмен. Нечто подобное, кстати, мы видели в NHL 2001. Но там, понятно, упрощенная модель трансферов.
Что, откровенно говоря, огорчило - отдельно взятому игроку уделяется минимальное внимание. Все, что мы можем сделать - сменить номер, сменить амплуа (здоровый, 130-килограммовый бывший линейный защитник стал ... ха-ха) и обсудить с ним контракт. Ни наказать, ни выставить приоритет, ничего. Видимо, в американском футболе такое не практикуется.
Напротив, жутко понравилась разработка тактики на предстоящий матч. Будь я истинным фанатом этого вида спорта, то, хрюкнув от восторга, закопался бы в этот раздел минимум на день. Содержание уточнять не имеет смысла. Долго и непонятно (на абсолютное понимание точно уйдет не одна неделя). Ну, если пройтись по поверхности, то там имеется тактика ведения борьбы за каждый , указания, по сколько минут на поле будет находиться каждый из игроков, что делать в экстренных случаях... Около сотни различных параметров.
Down 4
На фоне хозяйственных и прочих забот сам матч уже не становится тем глотком свежего воздуха, что и в футбольных менеджерах. Виной тому, как это ни странно, скорость игры. Все-таки перед нами не навороченный СМ 00/01, где матч происходит, дай Бог, раз в 20 минут. В FOF 2001 можно преспокойно нажать и наблюдать неделю за неделей весь чемпионат (который пролетит мимо буквально за пару минут). Делается это, конечно, при полной уверенности в выигрышности своей тактики. Обычно же лишь один матч, с последующей корректировкой стратегии.
Всего есть два типа симуляции матча: мгновенная (сразу получаем результат) и развернутая (появляется имитация табло, под которым идет стенограмма матча). Отсюда растут и серьезные претензии к разработчикам. По сути, что мы сразу получаем результат, что смотрим развернутый матч - никакой разницы. В обоих случаях на игру команды по ходу поединка влиять нельзя, лишь ускорять/замедлять скорость комментариев. А на что нам тогда 6 положенных тайм-аутов, спрашивается? К тому же я своими глазами видел (по телевизору, естественно), как во время матча тренер размахивает руками, подавая условные сигналы, что команде следует делать в данный момент. Хотя, возможно, это управляется компьютером по ходу встречи, в зависимости от обстановки на поле. Но нам, привыкшим держать все в своих руках, от этого интереснее не становится...
Touchdown!
Разумеется, FOF 2001, как и следует из названия, игра для офиса. То есть для того, чтобы сотрудник, в свой положенный обеденный перерыв попивая кофе, сгонял сезон-другой. При этом игра остается серьезным симулятором, со всеми вытекающими. Лично для меня она стала открытием этого вида спорта.
Кстати, для тех, кому будет мало 3-х уровней сложности игры (искусственный интеллект по сравнению с предыдущими частями улучшился на порядок): скоро появится (если уже не появился) FOF Online. Как и все последние онлайн-проекты, игра через Интернет будет четко организована, а плата - взиматься чуть ли не посезонно. Вот не лучшая ли мотивация для максимальной проработки своей стратегии?!