Светлая тема

Рецензия на игру Великие битвы: Курская Дуга

Терпению отечественного игрока можно посвящать оды. Американцам, тоннами скупающим своих «симов», и европейцам, помешанным на футбольных менеджерах, до нас далеко. Акулы капитализма, плавающие по ту сторону «железного занавеса», четко знают, что репутацию, создававшуюся годами, нетрудно разрушить за день. То ли дело в дикой и своенравной России. «Бой с тенью», Lada Racing Club, «Корсары 3» — нерадивые издатели катаются на чужих шеях, а продажи и количество людей, свято верящих в то, что «в следующий раз обязательно получится», только растут. Воистину, столь лояльной, преданной и всепрощающей аудитории нет больше нигде в мире!

We'll be back

Великое военно-патриотическое приключение начинается с воспоминаний о детстве, киборгах-из-будущего и премьерном показе Terminator 2 — слишком уж похожи главные музыкальные «темы». Содержимое двух кампаний (за СССР и Германию) не нуждается в представлении. Растянувшаяся почти на два месяца Курская битва способна предложить океан тактических возможностей. Зачином операции, вылившейся в крупнейшее танковое сражение XX века, стало рядовое столкновение в безвестной деревушке. Черкасское, Поныри, Яковлево, Лучки, Прохоровка — уверен, знатоки истории видят за неказистыми названиями искореженное железо, смерть и вечную славу, но если отбросить пафос, выяснится пара-тройка куда менее приятных вещей.

Во-первых, масштаб. Авторы не стремились реконструировать события и ограничили творческие искания соотношением 1:10. Вместо качественной документалистики нам выдали коллекцию стандартных «летних» миссий. Надеетесь, что «Курская дуга» станет интерактивным учебником? Загляните во встроенную энциклопедию. Цитирую: «Противотанковая САУ „Хетцер“. Разработана на чешской фирме ММВ по заказу Вермахта на базе легкого танка Pz. Kpfw. 38(t)… С апреля 1944 г. и до конца войны было выпущено 2584 САУ этого типа». Прекрасно. Особенно если учесть, что знаменитая битва при Прохоровке состоялась 12 июля 1943 г., а сама Курская операция завершилась 23 августа. Кстати, это наиболее явный ляп. Проштудировавшие игру технари клянутся, что СУ-100 и БС-3 под Курском также не было и быть не могло.

С ТТХ хватает путаницы. Издали все замечательно, но стоит надеть очки потолще, как на свет вылезают разнообразные ужастики. Взять, к примеру, Flammpanzer II Flamingo (в плане фронтальной защиты огнедышащее изделие немецкого автопрома даст фору Panzer IV; цифра «96» о многом скажет поклонникам «Блицкрига 2»). Не будем зря спорить с господами из N-Game и вновь обратимся к всезнающему каталогу. Открываем, читаем: «толщина брони варьировалась от 14,5 до 30 мм». Ну-ну. Пресс-релиз, относящий эту машину к «редким образцам техники, которых не было ни в одной игре», умиляет не меньше. К сведению разработчиков — огнеметные танки в военных RTS давно перестали считаться экзотикой, а именно Flamingo с успехом «зажигал» в «Восточном фронте».

«Новая старая» система подкреплений пытается вернуть утерянную народную любовь. С дисбалансом, царившим в некоторых миссиях «Блицкрига 2», навсегда покончено. Игрок имеет право вызывать авиацию; пехота и «тяжелая кавалерия» возникают на поле брани по воле скриптов. Чудо-реформы (а на самом деле — обращение к классической схеме) соответствующим образом отразились на многопользовательском режиме. Никакой халявы. Каждая тысяча очков трансформируется в свежее пополнение. Оценить глубину замысла мешает вечно пустующий сервер. Не хочу никого обижать, однако после общения с «Возмездием» и «Освобождением» у меня сложилось впечатление, что в дополнения к «Блицкригу 2» не играют даже их уважаемые родители.

Приходится возвращаться в объятия «сингла», тем более что он совсем не плох. Задания тривиальны (прорыв, оборона рубежа, уничтожение артиллерийской батареи и т. п.), но интересны. Удручает обилие микроменеджмента — к 2007 году юниты не научились самостоятельно выбирать цели, благодаря чему фланговые атаки приобрели полумистическое значение. Все-таки здорово завести скромную «тридцатьчетверку» в тыл противнику и безнаказанно раздолбать «Тигров», которые увлеченно выкуривают из окопа отделение перепуганных пехотинцев. Стальные хищники могут подбить наглеца одним выстрелом… куда там! AI с истинно немецкой педантичностью считает, что начатое дело на полпути не бросают.

Парадокс в том, что и такого рода послабления не облегчают нашу ношу. Два десятка карт не осилишь за пару вечеров. Врагов, конечно же, больше, чем «своих», а штурм подготовленных позиций — работенка не для слабонервных. Максимальный уровень «прокачки» позволяет прямо со старта применять крутые спецумения. По причине уменьшенной скорости движения «стрельба на ходу» уже не так эффективна, как раньше, а вот «поддержка огнем» (на роль «ведущего» назначьте легкий танк или броневичок) или «связки гранат», безусловно, хороши.

Графика комплиментов не заслужила. Круговая подтяжка подарила нам шейдерную водичку и улучшенные тени, но не избавила бородатый Enigma Engine от застарелых болячек. Невзрачные модели, плохенькие текстуры, примитивная анимация — «Курская дуга» не в силах соперничать с Codename Panzers, Phase Two, что говорить о «В тылу врага 2» и Company of Heroes. Зато можно менять угол наклона камеры. Пора бы уж.

Во имя курского сурка

Очередной аддон к «Блицкригу 2» предлагает обязательный комплект: «пустой» мультиплеер, перекошенные ТТХ, исторические ошибки, неоригинальные и линейные (за небольшим исключением) карты, безнадежно устаревшая графика… Я понимаю, что вопрос риторический, но сколько можно?