- Главная/
- Игры/
- Frontlines: Fuel of War/
- Рецензия
Разговор о том, почему Frontlines так похожа на игры серии Battlefield, стоит начать с краткого экскурса в историю. Kaos Studios — стреляные воробьи. В 2002 году под вывеской Trauma Studios костяк нынешней команды трудился над популярным модом Desert Combat для Battlefield 1942. Затем — сотрудничество с «большими братьями» из DICE, премьера Battlefield 2, в работе над которой «травматологи» принимали участие, робкие намеки на самостоятельный проект и, как эпилог, пачка заявлений «по собственному желанию». Когда знаменитая шведская студия превратилась в подразделение Electronic Arts, бывшие моддеры остались не у дел. К счастью, ненадолго — талантливую молодежь нашла и приютила THQ. И пошло-поехало: новый движок, новое название, новый издатель… и старый, покрытый ржавчиной и гарью геймплей. Первую любовь забыть невозможно.
За нефть и демократию!
Повод для очередной глобальной заварушки — нефть. Стремительно растущая цена на «черное золото» затормозила мировую экономику, стоимость жизни неприлично возросла, а объемы международной торговли, наоборот, уменьшились. Кто бы мог подумать, что безработица, голодные бунты и другие «радости» 30-х годов прошлого века вновь придут в Европу и США? К 2024-му стало ясно: сколько ни качай — на всех не хватит. Дабы защитить ближневосточные месторождения от посягательств «конкурентов», Россия и Китай спешно сформировали Альянс Красной Звезды — военную организацию, обладающую неограниченными полномочиями. Американцы ответили аналогичным шагом. На базе НАТО была создана Западная коалиция, в основном обеспечивавшая поставки жидкого топлива за океан. Обе стороны надежно оградили себя космическими системами ПРО, так что драться надо по старинке: пехотой, танками и кассетными бомбами.
Боевые столкновения будущего обставлены с надлежащим пафосом. Огромные лужи дефицитной нефти, диковинные переплетения труб, бескрайние пески… Надоело? Попробуйте «классическую» битву за высоту, ночную высадку вертолетного десанта или перестрелки среди развалин российского мегаполиса. Правила отсылают к Battlefield и режиму «Натиск» из World in Conflict. Мы не просто захватываем точки, а постепенно перемещаем фронт — несколько «флагов», объединенных в линию. Чем меньше территорий в руках противника, тем быстрее убывают его командные «билетики». Не слишком оригинально, но ничего не попишешь. Практически любой массовый многопользовательский шутер автоматически попадает в категорию Battlefield-клонов.
Есть недостатки посущественнее. Восемь карт — как баночка «Вискаса» для прожорливого льва. Уже через пару дней на зубок выучиваешь удобные «нычки» и неприметные проходы. Постепенно возникают симпатии и антипатии, в итоге выбор сокращается до минимума. Если разработчики будут регулярно поставлять уровни — прекрасно, однако официальных анонсов не было, и пока вся надежда на народное творчество. Рядовой любитель полигонов и мышей едва ли совладает со встроенным редактором (добавьте слово «editor» в параметры запуска), хотя… мало ли на свете продвинутых «кустарей с мотором»?
В отличие от недавней Turning Point, Frontlines на все сто использует возможности Unreal Engine 3. Высоченные «башни» нефтеперерабатывающих установок или полуразрушенные остовы жилых зданий на фоне серого задымленного неба выглядят замечательно. Навалены обломки бетона, тут и там видны нарочито безграмотные надписи в духе Red Alert и Call of Duty: «ОБУВd БУТИК», «ПЕНа ПИВа», «ИЗВЛЕКАЙТЕ ОККУПАНТОВ!» и прочие перлы. Это благолепие дополняет льющаяся из невидимых динамиков пропаганда, на русском и английском языках призывающая натовских псов сбросить цепи тирании и влиться в ряды краснозвездных героев.
Увы, такой опции не предусмотрено. Я бы не отказался сменить скучный кевларовый шлем на «советскую» ушанку. «Классов», в привычном понимании термина, нет. В мире Frontlines каждый сам кузнец своего счастья. Подбираем «ствол» и одну из четырех ветвей развития — и на баррикады! «Прокачка» реализована на манер Enemy Territory: Quake Wars. Тех, кто лихо проламывает вражеские головы, ждет поощрение (ковровая бомбардировка, пулеметные и гранатометные турели, излучатели EMP-поля и т. д.), но по истечении трех раундов все возвращается на круги своя. Арсенал без изменений перекочевал из Desert Combat. Основную работу, как и везде, делают штурмовая винтовка с подствольником и ракетница. «Снайперка» смущает солидным разбросом и лягается словно дикий буйвол, пулемет эффективен только при стрельбе из положения лежа, ну а шотган и приглушенный пистолет-пулемет — бессмысленные побрякушки для эстетов. Обычный автомат в условиях ближнего боя не менее полезен.
Battlefield чьей-то мечты
Frontlines получилась еще более аркадной, чем Battlefield 2142. Главный сюрприз — восстановление здоровья. Аптечкам и дефибрилляторам нет места в игре. Если врагу не удалось убить вас сразу, хватает пятисекундной передышки, чтобы виртуальный супермен снова был готов пуститься во все тяжкие. Клянчить боеприпасы тоже ни к чему — немногие успевают расстрелять одиннадцать рожков и выжить. В случае чего можно «дозаправиться» у специальных ящиков. «Новаторский» подход сказался на геймплее. «Сквады» присутствуют на правах ненужной бюрократической формальности, а пресловутая «командная работа» обитает исключительно в рекламных видеороликах и клановых баталиях. Перед носом постоянно крутятся «братья по оружию», бывалые игроки пытаются заткнуть тактические бреши, выбирая малопопулярные роли, но каждый солдат здесь самодостаточен и потому играет лишь за себя.
Любителям собирать дешевые фраги должны понравиться «дроны» — радиоуправляемые бойцы XXI века. Идея была благополучно опробована в Quake Wars, Kaos Studios оставалось только отшлифовать ее и логически развить. «Кемперы» с оптикой — вымирающий вид. Пристроившись с пультом в укромном уголке, метров эдак за 150 до «горячей» зоны, можно без риска для жизни наводить страх на злодеев. У Западной коалиции есть «леталка» с бомбочкой промеж крыльев и мини-танки. «Краснозвездовцы» отвечают на происки империалистов мощью китайского конвейера: неуловимая машинка с зарядом С4 в брюхе способна поджарить даже технику, а чудные вертолетики незаменимы для прорыва обороны. Во Frontlines смерть не равносильна поражению, ибо «респаун» почти не отнимает времени, но дисбаланс ощутим. Уничтожить опасную «игрушку» чересчур сложно; легче подбить настоящий танк, чем попасть в суетящуюся под ногами козявку (серьезные партии уже сейчас проводятся без «дронов»).
А вот гигантских человекоподобных роботов отчего-то нет. Сотрудники Kaos Studios сочли двуногих ходунов нерентабельными, ограничившись стандартным автопарком. Джипы, броневики, танки, вертолеты атакующие, вертолеты транспортные, ПВО, истребители (с которыми я сталкивался от силы два-три раза)… С управлением проблем не возникает, вид от третьего лица упрощает все донельзя. Зато какие взрывы! Пушка летит в одну сторону, колеса — в другую. Физика вообще на высоте. Например, никто не помешает снести мешающий забор… кроме самих разработчиков, чья избирательность выводит из себя. Толстая каменная стенка падает от тычка, а тонюсенькая металлопластиковая конструкция держится до конца матча — и хоть ты лопни!
Отсутствие статистики раздражает не меньше. Ветераны Battlefield наверняка помнят, как приятно бренчать медалями и читать про свои подвиги на общем сайте. В качестве «компенсации» за растоптанное эго (без доказательств-то кто поверит, что вы уложили десять человек подряд?) — программные косяки. Steam-версия в течение нескольких дней после релиза была неиграбельна, а чтобы запустить Frontlines под Windows Vista, вам и сегодня, скорее всего, придется отключить поддержку SPDIF.
Крещение огнем
Несмотря на перечисленное, Kaos Studios можно поздравить с успешным дебютом. По глубине и разнообразию ситуаций Frontlines не дотягивает до уровня Battlefield 2142, да и грядущей Bad Company она, вероятно, не конкурент, но для «рака на безрыбье» — очень неплохо. Открытые пространства, масштабные побоища 32х32, современная графика, разрушаемость — все это, безусловно, здорово, однако на другой чаше весов мы видим скромный набор карт, неровный баланс, слабую мотивацию к командной игре, бесследно сгинувшие «лестницы» и награды… Что перевесит — решать вам.
P.S. Куцый «сингл» нельзя воспринимать всерьез, поскольку путь от Туркменистана до Москвы занимает около трех часов (вы ведь не надеялись сыграть за "bad russians"?). Если не планируете вылезать в онлайн, покупать Frontlines не стоит.