Светлая тема

Рецензия на игру Полная труба

В играх — как в жизни. По сути, игры и есть отражение жизни, метафорическое, немножко утрированное. Взять хотя бы «Полную трубу» — чем не завуалированный симулятор современной действительности постперестроечного периода? Там тоже есть своя Семья (надо полагать, раз существует Дядя, то у него должны быть и племянники) и дело тоже развивается вокруг Трубы. Наконец, как и у нас, труба там действительно полная. Кстати, пробиваться наверх через населенный бюрократами мир Дяде придется с самых низов, полагаясь лишь на себя, несовершенство законов, да нашу смекалку (изредка — на ловкость пальцев).

Сейчас никто точно и не скажет, когда именно и каким образом вокруг главного художника проекта Ивана Максимова поселились странные человечки, чем-то напоминающие жителей Муми-дола. Они появились в один прекрасный день и стали вести себя так, словно прожили с ним бок о бок всю жизнь. Впрочем, на этот счет есть еще и космическая теория. Однажды откуда-то из глубин вселенной к нам заглянуло нейтрино. Оно пролетело сквозь голову Ивана Максимова и помчалось дальше… А Иван с тех пор стал рисовать вот таких персонажей и делать мультфильмы. Получается, «Труба» — явление космического масштаба. Существует мнение, что это нейтрино не ограничилось одним Максимовым, в той или иной мере повлияв на мироощущение всего коллектива PIPE Studio.

А началось все в далеком 1997 году. Андрей Головлев вместе с Иваном Максимовым загорелись идеей создать игру, тогда же появилось рабочее название «Полная труба». Они даже успели выложить в Сеть вполне играбельную демо-версию. Говорят, всем нравилось, народ присылал отзывы, те, кто попробовал «Трубу», спрашивали, когда и где можно будет купить полную игру… но ее так и не стали делать. Почему? Отдел маркетинга засомневался, что в нашей стране и за её рубежами найдётся достаточное количество настолько «шизанутых» пользователей, которым понравится такой проект. Уж больно необычные персонажи получились у Ивана Максимова. Мало того, они ведь не могут вести себя «нормально», у них своя жизнь, свои понятия, они иногда такое вытворяют… Но прошло время, и когда уже в 2002 году авторы предложили издательству «1С» выпустить-таки «Полную трубу», те согласились. То ли маркетологи стали с годами ближе к разработчикам и обрели способность тоньше чувствовать настроения игроков, то ли сами игроки за эти пять лет изменились в «нужную» сторону. Оба варианта имеют право на существование. А старое демо до сих пор можно найти на раритетных компакт-дисках, прилагавшихся в 1997-1998 гг. к бумажным игровым журналам.

Странно, что игр, подобных «Полной трубе», вышло не так уж много, несмотря на популярность сериала Gobliiins (в начале-середине 90-х считалось моветоном не поиграть хотя бы в одну из частей). Да что там говорить, их можно пересчитать по пальцам одной руки. В России к редкому подвиду относятся две части «Братьев Пилотов» и, условно, «Новый Бармалей». Но поскольку все они появились довольно давно, ниша была свободна. Творцам из PIPE Studio выпал отличный шанс. Хотя, если разобраться, это не шанс, а каждодневная напряженная работа.

Разработка игры — процесс довольно тягучий, но в случае с «Трубой» он проходил в приятной атмосфере. Действительно, нельзя же делать такой дурдом с серьёзным лицом. Нет, конечно, художники, мультипликаторы и программисты, приходя с утра на работу и садясь за свои компьютеры, не начинали тут же смеяться, и не смеялись так все 8 часов с перерывом на обед. Но в организме, видимо, что-то накапливалось и временами прорывалось наружу, зачастую в виде неадекватной реакции на самые обычные вещи. Как-то в офис к разработчикам зашёл местный участковый милиционер со словами: «А где у вас огнетушитель?». Тут он увидел, как Иван Максимов, сидя за компьютером в цилиндре (это его демисезонный головной убор — настоящий антикварный цилиндр, купленный им в Швейцарии) вырисовывает на мониторе своих ни на что не похожих персонажей, и минут 10 молча стоял и смотрел. Все попытки вывести представителя органов правопорядка из ступора оказались безрезультатными. Понемногу народ успокоился и занялся своими делами. Ещё через 5 минут участковый развернулся и стремительно покинул офис, не сказав ни слова. От дружного смеха затряслись стены. А Иван продолжал молча и злорадно пририсовывать Дыр-Теменоту седьмую руку.

Благодаря самоотверженному труду команды разработчиков мир «Трубы» получился целостным и живым. В нем есть свои причинно-следственные связи, а герои взаимодействуют друг с другом. Жаль, что понять их не всегда легко и просто, из-за чего игра из незатейливого времяпрепровождения превращается в настоящую головоломку в прямом смысле этого слова. Но уж если осенит, то радость от собственноручного решения очередной головоломки затмевает накопившееся разочарование (застревать приходится постоянно). «Полная труба» — первая игра за последние три года, которую я проходил на пару (а вернее, наперегонки) с товарищем, делясь с ним опытом и выслушивая его теории решения той или иной зубодробительной задачки.

Отдельного упоминания заслуживают аркадные элементы. По большей части они удачно вписались в общий стиль игры, органично дополнив квестовую часть, но все же есть пара мест, вызывающих нарекания. На мой взгляд, не очень хорошо реализованы прыжки с качелей и прыжки на животе Батуты. Вроде бы ничего сложного, а действует на нервы. Особенно на пятнадцатой попытке — после каждой из них Дядя неторопливо возвращается к исходной точке. Но даже это не портит общего настроения — повторюсь, «Полная труба» очень вовремя заняла давно пустующую нишу.

Я рад, что у PIPE Studio и «1C» получилась замечательная, крепкая, добротная игра, которую не стыдно рекомендовать друзьям и просто знакомым и незнакомым людям. Интересно, каким будет их новый проект…

P.S. На своем сайте Том Холл, один из отцов-основателей id Software, в числе вещей, поразивших его в Москве, назвал компьютерную игру Full Pipe.