Ближневосточный Зекистан опять лихорадит. На смену тирану, свергнутому коалиционными войсками Великобритании и США, вылезли удельные князьки, исламские радикалы, и мясорубка войны заработала с новой силой. Одним из тех, кто погиб в ее жерновах, был сержант Дэниелс — обычный парень с американского Среднего Запада. Про таких говорят «вскормлен на кукурузе»: косая сажень в плечах, храбрый солдат, душа компании, отличный бейсболист, готовый часами напролет обучать зекистанских мальчишек премудростям заокеанского спорта, и… никудышный командир.
All-American in Zekistan
Только не доставайте носовые платки. Full Spectrum Warrior: Ten Hammers — не та игра, где стоит проливать ручьи крокодильих слез или, затаив дыхание, гадать, куда дальше занесет нелегкая отважных морпехов. Персонажи из категории «пятый труп слева» не вызывают симпатии и выглядят на одно лицо, ролики умоляют нажать «Esc», а попахивающий пропагандой сюжет слишком усердствует в нагнетании патриотических чувств. Если авторы пытались добиться от зрителя полного безразличия к судьбам героев, то им это удалось.
Но вы все равно пришли сюда не ради мизансцен, посему назовем вещи своими именами. Зекистан — Ирак. Уничтоженный диктатор — Саддам Хуссейн. Full Spectrum Warrior: Ten Hammers — аддон, так и не доросший до сиквела. Старый движок, знакомые ближневосточные антуражи, модели, казавшиеся в 2004-м достойной работой, а ныне пробуждающие сочувственную ухмылку, привычная схема «группа Alpha подавляет врага, Bravo заходит с тыла»… Рассказывая о том, что изменилось за полтора года, трудно устоять перед соблазном сыграть в «Найди десять отличий», отправив несведущих граждан к рецензии на оригинал. Очень уж не хочется уподобляться сотрудникам Pandemic и копировать собственные мысли.
Шаг вперед
Что хорошего принесла нам Ten Hammers? Да почти ничего. Физический движок Havok продолжает скучать, время от времени балуя публику нелепо свернутыми трупами друзей и врагов, да падающими кое-где балками. Про интерактивность забыли. Хлипкие заборы не замечают прямого попадания гранаты, здания стоически выдерживают безжалостный обстрел из главного орудия «Брэдли», ящики, машины и холодильники намертво вросли в асфальт. На протяжении двенадцати уровней мы вновь сражаемся не с моджахедами, а с дизайнерами, ваявшими линейные карты и щедро расставлявшими триггеры да точки автоматического сохранения. Угадали идеальный (читай: предусмотренный) вариант с ходу — отлично. Не повезло? Добро пожаловать на вторую попытку.
А за красивые глаза здесь дубли не выдают. Раньше мы, потеряв хотя бы одного подопечного, открывали меню и грузили предыдущую «сохраненку», вместо того чтобы взять бедолагу под мышки и долго, нудно тащить к ближайшему CASEVAC. Pandemic приметила народную смекалку и рубанула секирой, убрав быстрый возврат к последнему «чекпойнту». Мол, «ну что за скотское отношение, помогайте коллегам!». Всю жестокость такого решения вы почувствуете после ранения или гибели командира, умевшего запрашивать поддержку с воздуха, поскольку его сменщик лишен доступа к тяжелым «игрушкам». Правильный выход из тупика: ручная граната, брошенная под ноги товарищу, или массовый забег по маршруту «Укрытие — Вражеская амбразура». Лишь угробив половину отряда, вы добьетесь рестарта.
Склонностью к самоубийству страдает и AI, правда, у вас есть на то вполне уважительный повод, а спецназовцам просто недостает мозгов. Как иначе объяснить ситуацию, когда четыре тренированных пехотинца не в силах подстрелить мечущегося между нычками «повстанца»? Вдобавок они мгновенно ловят пулю, едва высунувшись из-за стены. Одна перестрелка с бандитом длится пять секунд, а другая — пять минут при абсолютно равных прочих условиях. Кто дирижирует этим оркестром абсурда? Неужели генератор псевдослучайных чисел?
Два шага назад
Задания стали разнообразнее за счет появления управляемой техники, разведчиков из местного населения, способных близко подбираться к врагам, и возможности вести огонь со второго этажа «специальных» зданий. Все это напоминает стремление сделать зачистку кварталов интереснее, ибо танки, снайперов и дозорных выдают исключительно по велению «свыше».
Да и хлопот с ними не оберешься. Дабы переключиться на группу Charlie или Delta (к которым и приписаны вышеозначенные «подарки»), надо придавить Tab, дождаться карты, выловить на ней маленький дергающийся значок с нужной литерой, ткнуть в него мышью и отпустить Tab. Теперь повторите фокус в пылу особо жаркой стычки, и вывод напросится сам собой. Pandemic в запале портирования с Xbox напрочь забыла о том, что у владельцев РС в запасе сто с лишним клавиш и еще больше — всяческих комбинаций? Что стоило закрепить за «чарли» какую-нибудь Shift+3?
Вообще, неудобства — визитная карточка FSW: Ten Hammers. Скажем, придумали разработчики хитрость: отныне отряд, состоящий из четырех человек, дозволено расщепить на две «buddy teams», расширив поле для маневров в ущерб прикрытию тыла. Здорово? Да. Удобно? Нет, если, конечно, вы не считаете мучительные манипуляции с грызуном и ленивым курсором верхом комфорта. А ведь хватило бы и одной «горячей» кнопки…
Печалит и прицельный огонь, но совсем по иной причине. Получив команду, гранатометчик стреляет и… попадает в ногу. Взрыв, кровавые ошметки, причудливые крендели из бескостных тушек, «Press End to continue» (sic!). Хорошо хоть автоматчик, тоже научившийся палить по противнику в «сверхточном» режиме, не высаживает очереди абы куда.
В чем-то жить стало легче. Приказ «bounding move» заменен более простым в исполнении «hot move»: наши протеже ступают осторожно, часто озираются по сторонам и срезают выскакивающих, будто черти из табакерки, злодеев. Появились кросс-команды. Например, «Альфа» просит парней из «Браво» занять точку, избавляя нас от необходимости терзать протертый до дыр табулятор. Канул в Лету SITREP, а вместе с ним — «пастуший» сбор бойцов в мерцающий на земле круг для очередного «спасения». Заодно почему-то испарились «моментальные реплеи». Наконец, нам разрешили отправлять вперед солдата на рекогносцировку (если в районе тихо, подтягиваются остальные) и указывать малопригодную зону отступления.
Столь же бесполезен и дефматч, приклеенный для красного словца на коробке и в пресс-релизе. Два пользователя (один — представитель союзников, другой примкнул к негодяям, бегающим поодиночке и поднимающим на борьбу с оккупантами праздношатающийся люд) полчаса блуждают по массивному уровню, внезапно встречаются, воздух пронзает стрекот, раздаются истошные вопли, и матч начинается заново.
Убейте танго
…И о погоде. Проходя мимо открытых дверей с нарисованным граффити, не забывайте швырять туда что-нибудь разрывное. Это — неисчерпаемый источник «репопа», возникающего, понятное дело, у вас за спиной. Не менее подлый удар под лопатку — мрущие, словно осенние мухи, «сейвы», забирающие в могилу всю текущую миссию. «Приятной» прогулки!
P.S. Вы пробуете запустить Ten Hammers, а она выдает черный экран с сообщением об ошибке? Поменяйте разрешение рабочего стола на 1024х768, и припадок пройдет. Раздражающая недоделка известна со времен FSW, однако в Pandemic так и не потрудились ее исправить (увидеть?).