- Главная/
- Игры/
- Битва героев/
- Рецензия
Необходимость постоянно шагать в ногу со временем угнетает. Каждый из нас мечтает сделать идеальную игру, но поверьте: если, пронеся взращенную собственным умом идею через года и тернии, вы все же решитесь претворить ее в жизнь в первозданном состоянии, ничего путного из этого не выйдет.
Почему? Все очень просто — жизнь не стоит на месте, и то, что когда-то казалось гениальным прозрением, сегодня выглядит банально и немного по-детски. Я мог бы понять разработчиков, если бы игра была бесплатной, однако перед нами стопроцентно коммерческий проект, и оцениваться он будет на равных со всеми условиях. Навязшая в зубах фэнтези-тематика, повальное «двухмерье», знакомый фанатам RTS и дьябломанам вид «три четверти», простенькие квесты и бесконечная гонка за проклятыми очками опыта… «День сурка» вновь вступает в свои права.
Мир чьей-то мечты
В замечательное время довелось жить нашему протагонисту. Кровавые и бесконечные междоусобные противостояния привели к тому, что над некогда процветавшим человечеством нависла угроза исчезновения. Опытные, но ослабленные и малочисленные войска людей были разгромлены монстрами из кланов Хаоса. Выжившие бежали далеко на север, где и появился на свет рыцарский Орден Порядка, воины которого ценой невероятных усилий сумели сдержать натиск диких орд. Примерно тогда произошло одно из величайших чудес в истории мира — с неба начали падать магические кристаллы, многократно увеличивающие силу местных магов и способные воскрешать умерших. Вы наверняка догадываетесь, к чему это привело. Некроманты, доселе промышлявшие дешевыми фокусами, быстро осознали, какое могущество оказалось у них в руках. Форпосты людей атаковали сотни оживших мертвецов, потрепанные Орденом Порядка дикари почувствовали прежнюю силу, а тут еще прошел слух о Кристалле Власти, дарующем хозяину невероятные возможности, рядом с которыми бессмертие покажется детской игрушкой. На поиски были затрачены колоссальные средства, таинственный Кристалл постепенно превращался в легенду, и вот в один прекрасный день выяснилось, что артефакт покоится в сейфе правителя расы Древних Чудовищ — существ, правивших планетой сотни лет назад. Устранять данную несправедливость, разумеется, придется нам с вами…
В соответствии с неписаными традициями, приключения начинаются с выбора подопечного. Рыцарь Айген, всеядный толстяк Рого, жертва таблеток для похудания воин-скелет по кличке Зловещий, некромант Сергус, плюс несколько «скрытых» персонажей — неоригинально, но мило. «Спаси нас, господин хороший, — увещевает помятого вида мужичок. — Жителей деревни похитили бессовестные людоеды». Какие проблемы? Проверяем остроту любимого меча, выясняем, куда именно нужно идти, и… спустя пару минут гибнем под топором случайно встреченного разбойника. Каменное сердце игрока-ветерана не может остаться равнодушным к действительно высокой сложности. Вспоминаются «Аллоды», где победа над невероятно мощным врагом подчас казалась абсолютно недостижимой. Кстати, такое сравнение неслучайно — у этих игр есть определенные точки соприкосновения. Разбросанные по карте деревушки, тщательно охраняемые злодеями сундуки (их добыча — дело сугубо опциональное), уютные магазинчики с постоянно меняющимся ассортиментом, симпатичные заскриптованные события — настоящий мир чьей-то мечты.
Лупцевать иродов в одиночку не придется. К услугам игрока — целая сеть гильдий, где можно нанять кого угодно, от нечесаного мужика в лаптях и с вилами наперевес до профессионального меченосца, прямоходящего ящера, ядовитого паука или кровожадного скелета с двумя устрашающими тесаками, независимо от того, в чьем обличье вы покоряете «Битву героев». Нужда все равно заставит; кстати, насквозь порядочный Айген при случае не гнушается командовать отрядом мертвяков-коммандос и разноцветных вольнорастущих паучков. Симпатичная деталь — наемников разрешено одевать и вооружать по своему вкусу. Если по отношению к «пушечному мясу» такой подход выглядит сущим расточительством, то экипировка продвинутых граждан в состоянии сберечь немало сил и нервов. Были бы деньги, а уж модные шмотки, многократно увеличивающие таланты их обладателя, непременно найдутся.
Ролевой аспект силен, как никогда. Все действующие лица, включая врагов и наемников, наделены четырьмя основными параметрами (силой, ловкостью, магией и телосложением), причем героям присущи еще и лидерство с экономикой. От силы зависит уровень атаки, ловкость влияет на защитные навыки, магия определяет запас маны, телосложение — высоту и толщину столбика здоровья. Что касается специфических наклонностей, то они трудностей не создают. Высокий показатель лидерства позволит увеличить «популяцию» наемников, а экономические познания «снабдят» необходимым количеством чернорабочих; смысл существования последних заключается в работе на рудниках и мельницах — не то чтобы в этом была особая необходимость (восстанавливающая силы жратва валяется повсюду, о золоте я вообще молчу), но идея неплохая. Прибавьте сюда массивный список умений и «аур», комплект медалей за спасение утопающих и возможность бесконечно повышать уровень… кажется, жизнь не такая уж бессмысленная штука.
Другая интересная задумка касается профессий. Практически в каждом городке можно заполучить работу: не разовый квест, а именно работу, обеспечивающую постоянный приток золота и «экспы» в наши загребущие карманы. Полководец захватывает чужие земли (разумеется, в начале игры о подобных подвигах приходится только мечтать), охотник на людоедов получает дополнительный бонус за поверженных монстров, а маньяк зарабатывает кусок хлеба убийством ни в чем не повинных жителей. Мелковато? Ну что ж, при желании можно заделаться королем — убиваем старого монарха и садимся на освободившийся трон. Дикие нравы средневековья!
А вот внешний вид к достоинствам игры отнести не удастся. До боли похожую картинку нам уже демонстрировали в WarCraft 2, StarCraft, Celtic Kings и сотнях аналогичных поделок. Карты смотрятся донельзя плоско и примитивно. Дорогое оружие и доспехи почти не меняют облик их владельца. Скромные спецэффекты опять напоминают о несовершенстве мира. Анимация… В общем, взгляните на скриншоты, и вопросы отпадут сами собой.
Битва за игрока
К сожалению, одной графикой недостатки не исчерпываются. Я охотно верю, что написанное ниже было специально задумано дизайнерами Bloodline, но… Чтобы пройти одиночную кампанию, вам придется регулярно сохранять своего питомца, экспортировать его в абсолютно «левые» сценарии, основательно там прокачивать, и лишь приподнявшись уровней на n-дцать (не забывайте о том, что пресловутый «level cap» уполз на свалку истории), продолжать нелегкий путь. Столь «прогрессивный» подход к игровому балансу всеядным поклонникам Diablo 2 и не снился. Настоящий памятник «манчкинам» всех времен и народов — было бы время, а остальное приложится. Впрочем, есть и более простой путь к счастью. Устраиваемся сборщиком налогов, экспериментальным методом находим безопасный домик (из некоторых хибарок то и дело выскакивают разгневанные нашим визитом жильцы) и принимаемся тупо щелкать по входной двери. 10 тычков мышью — несколько тысяч «налом» плюс увесистый мешок опыта; еще 15 — снова ценный подарок… И так до победного конца.
Драки — «сражениями» и «битвами» их не назовешь, — тоже не впечатлили. Построений нет; сварганить какое-то подобие формаций из «Аллодов» и, тем паче, Celtic Kings авторы почему-то не решились. Случайная стычка моментально превращается в неуправляемую свару, в которой, как правило, побеждает обладатель самого толстого брюха, а нанятые минуту назад гопники бесславно дохнут, в лучшем случае приподнявшись на один-два уровня. Попробуем подойти к процессу творчески. Уменьшаем скорость игры до минимума, нормально вооружаем новичков (не вздумайте давать им действительно ценные предметы — в случае смерти вещички могут бесследно исчезнуть) и натыкаемся на крошечный недостаток интерфейса, выражающийся в отсутствии такой банальной детали, как «health bar» над головами вояк. Ничего не поделаешь, настоящие герои должны рассчитывать только на себя. Вот раскачаетесь уровня до 500-го, и все у вас будет, никакие помощники не понадобятся.
Чем дольше играешь, тем сильнее проявляются недоработки сюжета. Впрочем, о чем я говорю? Если для обыкновенной непритязательной RTS литературная составляющая не слишком важна, то тратить свое время на неотягощенную «миллионом терзаний» RPG — это чересчур. Уровни на редкость однообразны и фактически не связаны друг с другом. Грустно признавать, но одиночная кампания — всего-навсего куча (не слишком внушительная) отдельных карт, а «сценарная прокачка» — не более чем попытка оправдать насильственное устранение баланса. Защитить, спасти, убить, захватить… Как ни выкручивайся, суть любой миссии сводится к разборкам с несметными полчищами постоянно возрождающихся чудищ, торговле выпадающим из них барахлом (единственный по-настоящему стабильный источник дохода) и уже неоднократно упомянутой эволюции юнитов. Скучно и безыдейно. И хотя первые несколько миссий пролетают вполне безболезненно, уже через день-два игра начинает заметно приедаться.
Под занавес вспомним об озвучке. Не хочется лишний раз ругать ни в чем не повинных программистов и дизайнеров, и все-таки… Лучше бы каждый занимался тем, что он умеет делать. Даже «профессиональные» актеры порой не гнушаются пугать нас скрипучими, плохо усваиваемыми голосами и неуместным кривлянием. Чего же ждать от любителей?
Вперед — в прошлое
Выйди «Битва героев» лет пять назад, цены бы ей не было, пусть в фигуральном, но все равно чрезвычайно приятном для ее создателей смысле. Лишь в те бесконечно далекие и счастливые времена я мог бы с легкостью закрыть глаза на слабый сюжет и недостатки баланса, в полной мере восхититься графикой и пару раз грохнуться в обморок от перспектив, которые сулит ничем не ограниченное развитие персонажа. Увы, рынок виртуальных развлечений диктует жесткие правила, заставляя разработчиков постоянно генерировать по-настоящему новые и первоклассные идеи. Не спорю, по меркам 1998 года «Аллоды» были гениальным проектом, однако выпускать технически устаревшую переделку почтенной игры, когда за окном без пяти минут будущее, просто несерьезно. Зато если кто-то из вас, уважаемые читатели, до сих пор не удосужился обменять доисторический «пень» на что-нибудь более модное и прогрессивное, милости просим… Аргумент, близкий к антирекламе.
P.S. Прежде чем приступить к очередному спасению мира, не забудьте скачать официальный патч — без него вы не сможете даже сохранить игру…