ВЛЯПЫВАТЬ, вляпать, вляпнуть (что
во что влепить),
вставить ляпком. Вляпать глину в стену.
Вляпать камень в глину.
ВЛЕПЛЯТЬ, влепить что во что, прилепить
к чему,
швырнуть так, чтобы пристало, прильнуло.
Влепить пулю, пощечину.
Словарь Даля
«Замолаживает, однако!» — сказал ямщик и указал кнутом на хмурое небо. Поручик Владимир Иванович Даль сильнее закутался в тулуп, достал записную книжку и сделал пометку: «Замолаживает — быстро холодает». Так родился первый толковый словарь русского языка. «Замолаживает, — повторил ямщик и добавил, — надо бы потолопиться, балин. Холошо бы до вечела доблаться. Но-о-о!»
Авторы ссылаются на Даля, а мне почему-то вспомнился этот анекдот. Видимо, неправильное толкование чего бы то ни было впитывается на Руси с молоком матери. Вот и «Вляпли!» следует традиции. Взять, например, возрастную направленность или главного героя. Игра вроде бы детская и мультяшная, однако юмор в ней иногда переходит за грань допустимого (средневековый эксгибиционист — наверное, типичный детский персонаж; ну да, знаем-знаем: «никто не любит так искренне детей, как педофилы» (Уважаемая редакция журнала MAXIM! Эту фразу можете переписать без изменения!)). Или мальчишка с настоящими девчачьими косичками… дань моде на унисекс? А идея, в общем-то, шикарная. Игры такой жанровой направленности не выходили уже лет пять.
Но даже если собрать все самые хорошие задумки и удачные ходы и смешать их, стопроцентный результат отнюдь не гарантирован. Скажем, действующие лица срисованы с прототипов из хорошо подзабытого квеста Torin’s Passage от компании Sierra. Там тоже была забавная фиолетовая зверушка по имени Буггл, помогающая довольно юному спасителю человечества. Переняты их скетчи (я про подъем Гоши и Полкана по лестнице из канализационного колодца). Только в русской версии и тот, и другой враз онемели. О, да! Герасим — спаситель современного отечественного разработчика! Художественное мычание в любой ситуации и при любом действии игрока довольно ощутимо снижает затраты на актеров, а заодно отнимает у критиков, любящих ругаться, козырную карту. Нет речи — нет критики. Позвольте-позвольте, а как же тогда объясняется суть головоломок? Тут мы переходим к самому интересному.
В большинстве случаев по пантомиме героев практически невозможно понять, чего же они хотят на самом деле. Помогает проверенный дедовский способ — «использовать» все на всем. Работает всегда. Конечно, задним умом соображаешь, что некоторые загадки очень даже логичны. Скажем, кузнецу неплохо бы помыться — заодно от наковальни отвлечется, но в процессе игры он никак не показывает, что ему нужно. Вот если бы грязнуля, например, почесывался, подходил к душу… Так нет, только мычит что-то невразумительное типа «No, no, no…» и мотает головой! И что тут можно подумать? Откуда мне должно быть известно, что сданная в стирку собака в мешке вытащит мне из средневековой стиральной машины кусок мыла? С одной стороны, наверное, есть связь — стирка-собака-мыло, с другой… Ладно, уговорили, претензий нет. Своеобразно. А вот задачка с запуском летательной машины, состоящей из стула, крыльев-пропеллера и колеса, приводящего их в действие, честно говоря, меня поставила в тупик. Не ассоциируется у меня собака с колесом, хоть ты тресни, не крутится она, как белка в колесе, тем более что на соседнем экране сидит в дупле настоящая белка. С логикой явные проблемы. То ли в игре, то ли у меня. Хотя, кажется, я понял: эти головоломки рассчитаны на тех, кто знает, а не на тех, кто смотрит на них впервые.
Не лучше обстоят дела и со встроенными пазлами. Если с шарманкой (надо угадать последовательно один, два, три и четыре инструмента, звучащих в мелодии) или с наковальней-пятнашками все хорошо, то собрать узор в ларце главного инквизитора лично я так и не смог. Одно утешает — практически любой пазл «саморешается» после нескольких бесплодных попыток, что невольно наталкивает на мысль о неуверенности авторов в догадливости игроков, а неуверенность растет из неясности происходящего.
И пусть от главы к главе задачки понятнее не становятся, все равно процесс поиска их решения затягивает. Да и сюжет отследить интересно — это же не «Сапер» и не «Тетрис». А еще, видимо, сказывается длительное отсутствие подобных игр. Последней была вторая часть «Братьев Пилотов», с тех пор ничего похожего у нас не выпускалось (кстати, очередное продолжение — «Братья Пилоты 4ever», — по слухам, уже давно находится в разработке, но пока что официально не анонсировано компанией «1С»). Правда, до планки оригинальных «Пилотов» «Вляпли!», к сожалению, не дотягивает. Мешает и ужасный, практически ни с чем не сравнимый пиксель-хантинг — с вашего позволения я воздержусь от описания столь увлекательного процесса.
Зато только Гоша умеет реагировать на наши неправильные действия почти десятком разных способов. Художники поработали на славу. Да, плоские рисованные герои выглядят немного условно в трехмерных интерьерах, но анимированы они от души — на них приятно просто смотреть, даже не играя (эх, если бы Гоша и ходил нормально…). «Вляпли!» как мультфильм живет своей, не зависящей от нашего действия или бездействия, жизнью. И это здорово, ибо статичные рисунки в такой разновидности квестов, как «русский», уже несколько утомили.
******
Подведем итоги. Задумка была хорошая, но исполнение несколько подкачало. Стоило уделить чуть больше внимания некоторым деталям, кое-что поправить, отладить геймплей — и получилась бы совсем другая игра. Тем не менее, храбрецы рискуют вляпнуть в нее на пару-тройку дней, разбираясь в забавных моментах.
P.S. Кстати, если набрать слово «вляпли» в онлайновом словаре русского языка «Грамота.ру», он выдаст следующий результат: «Искомое слово отсутствует, Найдено слов с учётом двух ошибок: 1 — вряд ли». Забавно.