Светлая тема

Рецензия на игру 12 стульев: Как это было на самом деле

Лед тронулся, господа присяжные заседатели!

* * *

Этот год выдался необычайно урожайным на ореховые гарнитуры работы мастера Гамбса. Вот уже второй раз наши герои покидают родной город в поисках стульев, разбросанных по всей стране.

Создание мифа

Еще лет 15-20 тому назад существовала негласная профессия творцов мифов. Эти люди весьма успешно строили воздушные замки и одевали голых королей, играючи внушая нам, что все созданное ими вполне реально. В век высоких технологий они стали известны как «пиарщики». Я даже в чем-то завидую им. Это по-настоящему великие люди, фантазия у них работает не в пример моей. Какие вирши порой выходят из-под их пера! Какая патока льется из пресс-релизов! «В игре „12 Стульев: Как это было на самом деле“ вас ждет полностью 3D-графика, 4 сюжетных концовки, более 400 экранов, более 200 диалогов, исторически достоверные модели улиц Москвы начала XX века, красочные видеозаставки, озвучивание персонажей профессиональными актерами, а главное — в игре звучит знаменитая песня Г. Гладкова из одноименного кинофильма». Что ж, приступим?

Ваш ход, гроссмейстер!

Интересный ход выбрали авторы «12 Стульев» для подачи материала: меню оформлено под театральную сцену, в самом начале на нее выходит конферансье, объявляет спектакль и просит почтенную публику выключить на время мобильные телефоны. Свежо, оригинально, в меру остроумно, настраивает на определенный лад. К тому же каждая сцена, в которой предстоит ломать голову, открывается поднимающимся занавесом. В общем, стиль выдержан, но вас ведь интересует не это, правда? Вас наверняка интересует,

Как это было на самом деле

3D-графика в основном совершенно невыразительна, персонажи выглядят как неподвижные куклы, лишенные всяческой мимики, огромное количество оттенков серого и коричневого цвета в текстурах совсем не добавляют игре привлекательности. Перемещения между локациями выполнены по образу и подобию Myst. В связи с этим возникает резонный вопрос: для чего же здесь используется 3D-графика, если она не выполняет возложенных на нее функций? Для поднятия и без того не маленьких системных требований? Для понта?

«Красочные видеозаставки» выглядят столь же серо и безжизненно. Куклы пытаются разыгрывать перед нами сложные драматические сцены… Не верю!

Да и упоминание о двухстах диалогах тоже не совсем корректно. Как правило, беседа проходит следующим образом: нам что-то говорят, после чего в окошке в верхней части экрана появляется ровно один вариант ответа. Какие же это диалоги? А где квестовое разнообразие вариантов?

Ну, и главная мистификация «12 Стульев» — та самая «знаменитая песня из одноименного кинофильма». Нет, она действительно звучит. Но не в игре, а в титрах. И поет ее не Андрей Миронов, а какой-то заслуженный артист России, о котором мы до сегодняшнего дня слыхом не слыхивали.

Кстати, совсем забыл сказать, что в путешествии за стульями нас сопровождает всего одна мелодия. В трех разных аранжировках, но одна! Так что к концу приключений от нее хочется волком выть. Впрочем, это вполне укладывается в общую концепцию проекта.

Как и отвратительно разведенный, не выровненный по уровням звук, помноженный на полное отсутствие каких-либо его регулировок. Если Остап говорит громко, то остальные еле шепчут, и где-то на заднем плане чуть слышно шелестит «музыка».

Единственное, с чем нас не обманули, — это профессиональные актеры, работавшие над озвучиванием персонажей. Без них было бы совсем тоскливо. Кстати, Остап Бендер наделен голосом Сергея Чонишвили. Смотрится весьма самобытно, но совершенно не похоже на ставший классикой фильм с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым в главных ролях. Скорее напоминает менее известную картину, в которой великого комбинатора играл Арчил Гомиашвили.

Скажите мне как художник художнику

Интересно, перед началом работ авторы составляли дизайн-документ или нет? Неужели все эти, с позволения сказать, «фичи» были одобрены будущим издателем?

Раздражает невозможность играть в «12 Стульев» вдвоем на одном компьютере (если допустить, конечно, что найдутся желающие). Игра в принципе не знает, что такое «save/load»; на выходе текущее состояние дел автоматически сохраняется, а на входе — автоматически воссоздается. То есть, если гипотетический второй игрок решит заняться поиском мебели с самого начала, ему придется серьезно поговорить с первым.

Еще раздражают дебильные задачки и перевранный сюжет. Вот скажите, вы верите, что Паша Эмильевич запросто отдаст два стула за две бутылки? Я — нет.

Но больше всего раздражает ужасный даже для квестов пиксель-хантинг и неочевидность решений. Или, наоборот, полная очевидность, но невозможность попасть в цель курсором. Скажем, видите колокольчик под лавочкой у дома инженера Щукина? Я тоже знаю, что он там есть, и что его обязательно надо подобрать, только скрипту игры это невдомек. Вернее, он в курсе, но не с первой попытки. А ведь подсказки в «12 Стульях» не предусмотрены. Более того, Остап немеет при переходе управления в наши руки. Ну, хоть ругнулся бы, что ли, для приличия, когда мы что-то делаем не так!

Twelve Chairs

И напоследок хотелось бы заострить внимание на инсталляции игры и ее названии, отображаемом в программной группе. Вы будете долго смеяться, но в действительности отечественный проект, основанный на классике русской литературы, называется The Twelve Chairs, а мастер установки не знает другого языка, кроме английского. «Точили» под Запад, не иначе. Вот уж поистине смешно. Особенно если учесть, что «12 Стульев: Как это было на самом деле» в подметки не годится ни Syberia, ни Post Mortem, по всем параметрам превосходящим творение наших левшей. А может, дело в весьма приблизительном знании русского языка, иначе как объяснить появление шикарного слова «вставте» в предложении заменить диск 1 на диск 2? Конечно, это придирка, не в установке и не в сообщениях об ошибках состоит смысл игры, но вот из таких мелочей и складывается общая картина.

Кстати, если уж вас угораздит, не забудьте установить патч, в описании к которому было скромно сказано, что он «исправляет логическую ошибку локации „Аукцион“». Как бы не так! На самом деле он исправляет критические ошибки вроде невозможности попасть в определенные локации или вылеты в операционную систему в богадельне, квартире начальника кинохроники и отделе кинохроники.

Занавес

Игра не зря стилизована под театральную пьесу — все в ней напоминает плохонький театр с бездарной игрой актеров третьего эшелона и прокисшим пивом да несвежими бутербродами в буфете. С мебельной же точки зрения она смахивает на гарнитур генеральши Поповой, который нам пытаются всучить под видом воробьяниновских стульев.

* * *

Весело стуча колесами и быстро набирая ход, от перрона, унося наши несбывшиеся надежды, отходит поезд истории, чтобы уже через какую-то минуту-другую навсегда скрыться за горизонтом…