Есть у российских разработчиков традиция — лепить игры по фильмам из своих прежних творений. Оба «Дозора» и «Жесть» выросли из Silent Storm, «Меченосец» — из «Боя с тенью» (он же, в свою очередь, — осколок убитого в младенчестве Axle Rage)… Свежий пример — «Волкодав» от Primal Software, на лбу которого торчит «Глаз Дракона». Каждая студия занимается плагиатом по мере бюджета и наглости. Кто-то ограничивается графической подсистемой; иные же, как герои сегодняшнего рассказа, раскатывают рулоны копировальной бумаги…
Волкоклон
Впрочем, рядовой потребитель едва ли сообразит, откуда растут ноги у этого «Волкодава». Предыдущий проект луганской студии Meridian'93 — action/RPG Alexander: Heroes Hour — был замечен лишь критикой, напоролся на ядовитые перья и растворился на полках уцененных товаров. Его черты и болячки удивительным образом похожи на то, что нам предлагают год спустя. Миссии мутировали в череду относительно больших областей, объединенных картой мира, хотя о свободе странствий мечтать бессмысленно. Пройденная часть захлопывается навеки, поскольку сюжет толкает строго вперед, на поиски негодяя, истребившего род Волкодава, и Небесных Врат. Иногда нас приглашают на прогулки по «бонусным» мини-зонам — перебить тамошних жителей и забрать добро из щедро расставленных сундуков.
Собственно, в этом вся игра. Двигаясь по тропе мести, мы аккуратно «зачищаем» районы, оттачивая навыки на волках, разбойниках, призраках и причудливых тварях, чей облик разнится от «хм, любопытно» до «квадратиш, практиш, гут» (дивитесь на синюшных мексиканских карликов и треугольных прислужников подлой богини Мораны? подождите, скоро наткнетесь на говорящего тигра-торговца!). «Захватывающие сражения, опасные задания», — исходит слюной безвестный копирайтер с задней стороны обложки. Что ж, он прав — битвы тяжелы, но не оттого, что дизайнеры угробили сотни часов на тестирование баланса и полировку деталей.
Боевая система проста, равно как и здешнее дерево спецумений, напоминающее кустик сирени, стриженый «под бобрика». Многие таланты не связаны друг с другом, да и ассортимент не впечатляет. Самый нужный — пробивание блока, ему в спину дышат «комбо» из нескольких выпадов и «+N% к опыту». Остальное вы вряд ли повесите на «горячие» клавиши — слишком мало очков выдают на развитие, чтобы тратить их на ненужные подсечки и волшебное лечение. И зачем? Ведь есть меч-кладенец с трюками из серии «решающий аргумент» и прорва аптечек в кармане.
Алкодав
Снадобья — первый, второй и третий киты геймплея. Их приходится пить по одной штуке раз в десять секунд, ибо авторы обожают заваливать Волкодава врагами, превосходящими его на 5-6 уровней. В последней трети действа на вашей шее повиснет кучка туповатых электронных «товарищей», и целебная жидкость станет убывать с учетверенной скоростью. Вы же не хотите гибели сюжетно важного дурачка Лучезара, которая поставит крест на героической эпопее? То-то же. Запасайтесь лекарствами, тем паче, что команда «Замри на месте» работает не всегда — меняя локацию, игра непременно перебрасывает туда и ораву дармоедов.
Да и наш подопечный — тот еще пьяный мастер. Когда в кадр вваливается толпа злодеев, народный мститель начинает метаться в толпе, аки таракан при виде сотрудников СЭС, пытается достичь цели окольными путями, самовольно переключает мишени и нередко задумывается о вечном в разгар ожесточенной дуэли. Его пинают, сбивают с ног, он падает, встает, словно Т-800, вливает в себя декалитры стероидов и пробует убивать дальше. На неизбежность бескровной резни указывают параметры (сила, ловкость, фехтование, выносливость, здоровье), для повышения коих нам дарят жалкие 5 единиц за уровень.
Стычки с «боссами», обычно разбавляющие монотонный массакр, ничем не отличаются от уничтожения стандартного «мяса», разве что у этой породы противников здоровье покрепче, да зубы острее. Удар — разбил неприятельский блок особым тычком — удар — бульк! — разбил блок — бульк… Еще, поскольку «редиски» спят на посту, полезно стрелять из лука, если, конечно, вы сумеете переварить куцый радиус обзора и камеру, которая скорее удавится, чем позволит сдвинуть экран.
Упрямство оператора понятно — «мотор» «Александра», устаревший пару лет назад, не любит нагрузки. Скромные модели, незапоминающиеся антуражи, попахивающие лубком, пятилетней давности тени, почему-то названные «реалистичными», презренная дымка, скрывающая горизонт… Зато трупы лежат. Вернее, валятся с неба всякий раз, когда мы к ним подбегаем. Психоделическое зрелище.
Волкоглюк
Так и тянется двадцатичасовая жвачка до победного финала. К Галираду, правда, у разработчиков кончились то ли деньги, то ли фантазия, и, закинув киносценарий на огромную лопату для снега, они решили по-быстрому разделаться с повествованием. Ранние эпизоды — расправа над Людоедом и сопровождение купцов — изложены более-менее внятно, с роликами на движке, диалогами и странно режущей слух озвучкой. Далее же готовьтесь кушать тексты на фоне картинок.
Суд над Волкодавом, короткое расставание с Солнечным Пламенем, знакомство с Эврихом и кнесинкой остались на пленке. При этом нас трижды просят выйти за ворота, обежать по периметру Галирада и вырезать 14, 35, а затем сразу 103 подручных бандита Жадобы, осадившего город (к слову, изрядное надругательство над книгой). Легкие испытания у власть имущих, ненавязчивые…
Да и сама столица далека от того, что описывала Мария Семенова (и даже от того, что изобразили постановщики фильма). Мелковата-с: бревенчатый китайский квартал с узкими улочками, тощими домиками и микроскопической базарной площадью. Порт? Не слышали в «Меридиане» про такой, что вы.
Скуден, вопреки залихватским уверениям рекламщика, и выбор оружия. «Невообразимое количество» — несколько десятков объектов, разнящихся только числовыми характеристиками. Взять два вроде бы одинаковых шлема: один снижает максимальную выносливость на 2,1%, другой — на 1,8%. И вся разница. Еще есть слаборазвитые префиксы-суффиксы, и на этом веселью конец. Сложные конструкции имен а-ля Sacred, Titan Quest и Diablo 2, коллекционное, «цветное» и улучшаемое (не считая эксклюзивного меча, являющегося с середины шоу нашим основным клинком) барахло отсутствует.
А вот программных ошибок — суповой ложкой зачерпывай. «Волкодав: Последний из рода Серых Псов», как и его коллеги, провалялся месяцы в архиве, дожидаясь нерасторопных киношников. Казалось бы, затыкай дыры до посинения, ан нет, вон они, любезные, преследуют нас при каждом переходе на очередную карту. Грустная стрелка курсора Windows на экране загрузки, кусок лога в окне… Хорошо, что «автосейв» не ленится, честно сохраняет игру за миг до катастрофы. Главное — перезапускать Wolfhound.exe с упорством обезьянки, отрабатывающей заветный банан. Задумайтесь, стоит ли изводить нервы ради сего «шедевра».
ВолкоDIE
Новый Год — повод начать жить с чистого листа. Фирме «1С» пора пойти по стопам «Акеллы» с ее «Полетом Навигатора» и запустить отдельную торговую марку для шелухи. Перекрасить желто-оранжевую палитру в, скажем, бело-зеленую и сменить вывеску на что-нибудь хитрое («11100», не?). Действовать надо быстро: мелкие, твердые бараньи «орешки», падающие редко, но регулярно, рано или поздно продырявят зонтик любого, пусть самого прочного глобального брэнда.
Разделение пойдет на пользу всем: умные люди смогут обойти гадость, издатель же убережет сияющее лицо, попутно собрав кассу с доверчивой публики. Скверный привкус от таких «продуктов» не изжить, однако это — тема для монографии «Массовая ампутация конечностей разработчиков как единственный способ вытащить индустрию игр в СНГ из голубиной клоаки».
С наступающим вас.