- Главная/
- Игры/
- Штырлитц: Открытие Америки/
- Рецензия
— Нам стыдно это
продавать.
«Бука», «Штырлиц:
Операция „Бюст“»
«Штырлиц: Операция „Бюст“» — истинный символ движения «русский квест в борьбе со здравым смыслом». Пока одни разработчики изобретали красивые истории и хитроумные пазлы, испорченный образ советского разведчика кривлялся и дурачился на экранах мониторов, привлекая всеобщее внимание. Как ни странно, но своего зрителя «самая отстойная игра тысячелетия» нашла, а вместе с ним открыла издателям новый путь к карманам покупателей: глупость, пошлость, алогичность, возведенные в n-ную степень и помноженные на симпатичную графику, давали хороший урожай. Первопроходца вскоре забыли, но на смену ему пришла целая толпа фирм по штамповке вторсырья.
Примерно тогда же объявился неоднократно мной обласканный молодой программист А. Ефремов. Кто бы мог подумать, что создатель милой детской головоломки «Дача кота Леопольда» в будущем с успехом вольется в балаган, выбивающий деньги из потребителей?.. О его причастности к «штырлицам», впрочем, знали немногие. А между тем «злой гений» жаждал возвращения к корням. И пускай в «Магнамедии» который год готовили четвертую часть — в запасе был старый, проверенный способ «исковерканное название» (видимо, с разрешения правообладателя, который, однако, ни на коробке, ни в игре не упомянут).
ШтырилИЦ
Пародия на пародию на пародию на пародию… Этот жуткий мутант, выплывший из недр одной из крупнейших отечественных компаний, выглядит лишним и ненужным наростом на всей индустрии.
Скажем, как вам очередной «rip-off» «Терминатора 2»? Я понимаю, серия Space Quest, может, и не попадалась на глаза г-ну Ефремову. Но не заметить «ПиВИЧ 2», не скупившуюся на аналогии? Однако же нас запросто отправляют в Америку, на встречу с Ларой Соннорс. Сумасшедшая тетка, мол, заперлась на ранчо и никого к себе не подпускает. А ее будущему сыну суждено встать во главе повстанцев, уцелевших после ядерной катастрофы — той самой, что грозится развязать компьютерная сеть, разработанная (естественно) Мюллером. Очень тонкая ассоциативная цепочка, не находите?
При просмотре волнующей заставки совершенно натурально подкатывает ком к горлу — авторы будто нарочно крутили камеру и рисовали расплывчатые фоны, закаляя наши организмы. Тут же возникает и виновник торжества — крепкий, подтянутый боец невидимого фронта с улыбкой до ушей. Надутого, красноносого болванчика, ковыляющего скрипучей походкой взад-вперед, решили отстранить. Небезосновательно.
Дело в том, что Соединенные Штаты представлены в игре как нечто жалкое, грязное и прогнившее, благодаря чему бравый русский молодец смотрится настоящим орлом. Пустынные квадратные улицы, обшарпанные бары, неухоженные лечебницы… Под стать и народ, состоящий сплошь из панков, алкашей, байкеров, безмозглых охранников и прочих национал- и секс-меньшинств. «Тупые американцы» (поясняет рассказчик за кадром), тем не менее, изъясняются на чистейшем русском, с примесью характерного акцента, а вымученные голоса актеров окончательно сближают «буржуйские» и российские реалии.
ШтырЬлиц
Главным козырем предыдущих версий, напомню, была полная абсурдность происходящего. Беспринципные поступки, слабо подкрепленные логикой и привязанные к методу «тыка», особых обязательств на себя не брали. В «Штырлитце» постарались не сворачивать с пути, но сделали пару шажков в сторону связной истории. Вышло только хуже. От всепоглощающей линейности иногда сбегаешь в реальный мир, дабы ощутить дыхание свободы. Обреченный выполнять действия в строго определенном порядке, мужчина в штатском медленно перетаскивает свою тушу с одной локации на другую, затем на третью, и обратно на первую. И так — по кругу. Веселая карусель!
Общему тону вторят редкие, примитивные задания по сбору и использованию всевозможного хлама, требующие вдумчивого клика по какой-нибудь расползшейся на пол-экрана активной точке (единственная реакция курсора в этом случае — превращение в «руку»). Порой точки поглощают друг друга, и на помощь вызывается жуткий пиксель-хантинг.
Наделенный недюжинным интеллектом, дуболом не гнушается испражняться, испускать газы, заливаться наркотиками и постреливать по безоружным людям. Его инвентарь регулярно обогащается чрезвычайно важными предметами вроде вонючих носков или оторванного собачьего хвоста. Комментарии — соответствующие; они по давней привычке зациклились на «„бла-бла-бла“, — подумал Штирлиц» (удивился, расстроился, разозлился и т. п.). Предназначение их туманно, ибо ни уму, как говорится, ни сердцу.
Штырли-Мырлиц
А что же пресловутая трехмерность, без которой сегодня не обходится ни один серьезный (да-да!) проект? Помнится, что-то подобное обещала еще «Магнамедия»… Чтобы не ударить в грязь лицом, Ефремов и Ko наскоро прикрутили к игре-самострелу кривоватое 3D, сляпав бедные, дешевые модельки с плывущими контурами и набором однообразных движений. Попробуйте представить себе угловатого типа, мрачно скребущего кием намертво вписанные в сукно бильярдного стола шары, и ужаснитесь.
Интерьеры — верх минимализма: демонстрируя наспех сварганенные в трехмерном редакторе «задники», нам предлагают подивиться на клонированные детали. А вот «Штырлиц» в свое время мог похвастаться приятной картинкой, мог! Ностальгия…
* * *
…Рецензент, обхватив голову руками, уже битый час сидит над диском, с которого, хитро прищурившись, взирает довольная физиономия недоразведчика. Рядом валяется измятый листок бумаги с одной фразой: «Срубить бабло на халяву». Высохшие губы с обидой повторяют слово «неформат», но перо не слушается…