Шестой «Петька» имел все шансы стать не столько зачинщиком очередной «серии внутри серии», сколько новым этапом в жизни «Сатурн-плюс». Нет, он не был первой игрой воронежцев, выполненной по стандартам, так скажем, близким мировым; тот же «Черный оазис» смотрелся на порядок свежее. Суть в позорном клейме, закрепившемся за нашей индустрией. За что бы ни брались родные умы в надежде сколотить собственную Zork- или Quest-сагу, планка качества резко сползала вниз уже при повторном заходе. Исключения составляли лишь продолжения, о приквелах которых никто толком не слышал («Полный улет»), либо заведомо гиблые идеи, большему увечью не поддающиеся (нескончаемые «штырлицы» и «титбиты»).
В этом свете полуразложившаяся, но от того не менее популярная в народе мыльная опера вышла… иной (неслучайны оглядки на Лукьяненко). В ней чувствовалась задоринка, желание подвинуть устоявшиеся каноны. Профессионализм. Теперь, увы, дела давно минувших дней…
Гну свою линию
Сложно сказать, кого следует винить в обращении к корням: издателя в лице «Акеллы», как правило, обделяющего подопытные адвенчуры крупными бюджетами; самого разработчика, буквально грезящего сюжетами о бандитских разборках и «типа пацанах»; фанатов, требующих «чего-нить попроще и посмешнее, гы»… Ухабистый путь из пародий и эпизодов «суровой расейской житухи», коим славится компания, достиг апогея. В роли объекта насмешки — Серега с «Черным бумером» (для непонятливых слово на обложке распилили пополам). Под маской протеже — Банан, тупой детина на распальцовках, гнущий спину на пахана.
Аналогично «Пацанам» вступительный ролик встречает гостей жаргоном, символизирующим язык чуждой культуры. На сей раз, однако, без мата. Зато уж история — верх традиционности. Аммонал, в прошлом зэк, а нынче — мэр провинциального городка, инструктирует бугая на тему доставки из порта важного человека, «бывшего комитетчика» Зверского. Безмятежную поездку и задушевный разговор прерывает неожиданная поломка машины. А дальше — по накатанной схеме: вышел, схлопотал удар по макушке, потерял сознание, очнулся — труп… К счастью, клиента. Правда, убийство и похищение чемоданчика с деньгами немедленно вешают на водилу. Что ж, наша цель ясна: доказать невиновность, наказать преступника. По возможности — спасти мир.
Понятно, что завязкой дело не ограничится. «Сумасшедшее и непредсказуемое развитие сюжета», реклама не врет. Место нашлось и диким африканским ритуалам, и обезумевшему маньяку, и загадочной незнакомке, и даже армии восставших зомби времен Второй мировой… В центре внимания — две отсылки к звезде хип-попа: бумеранг (артефакт аборигенов) и желтый запорожец, «самая модная машина сезона». Такие тут шуточки. Никаких эмоций «хумор», разбавленный рядом мелких реверансов (Kill Bill не узнает только ленивый) и убийственным сленгом («базар фильтруй и не понтуйся, штрих, а то репу начищу»), не пробуждает. Пресновато.
Чемоданом приплюснутый
Внешне «Бумеранг» мгновенно отпугивает, заставляя всерьез задуматься о первопричине всех бед. Скудность вложенных средств выпирает отовсюду. Страшные, расплывшиеся «задники» в скучном разрешении 800x600 просто не вяжутся с благолепием, которое демонстрировал нам последний «Петька» (а сравнение неизбежно). Сработано грубо и без малейшей попытки расшевелить задеревенелые декорации. Неряшливо вписанные объекты мозолят глаза, бедная палитра навевает уныние. Впору пришлась и анимация, точнее, ее отсутствие. Такой ужас давненько не приходилось видеть: самодельный джип, прошибающий корпусом ворота, или кран, тянущий из воды подлодку, представлены чередой рваных кадров. Модный в начале 90-х прием. На жестикуляции отчаянно экономили, поэтому исчезновение предмета при легком соприкосновении или тайные вылазки вне зоны видимости здесь в порядке вещей.
Впрочем, есть и положительный момент: привычные длинноногие уродцы разработчиков трансформировались в забавных колобков, уморительно семенящих на коротких ножках. Несмотря на бесспорный уклон в сторону меньших затрат на прорисовку и оживление фигурок, они вызывают куда большую симпатию, нежели их предшественники (в том числе и в 3D). К сожалению, плохо прописанные характеры и сухая озвучка лишают ребят индивидуальности. Подсознание вопит: «Не верю!». Ничего не попишешь, такова природа доморощенной пьески.
Червяк червяка…
Знакомые до зуда в пятках манипуляции с инвентарем вновь правят бал. В меру логичные, в меру занудные, но ни разу не «интересные» или «изобретательные». Бесконечно повторенная схема «собери набор из нескольких штуковин, и будет тебе счастье» полностью описывает фантазию дизайнеров. Встретятся и вставные головоломки, и (без паники!) аркады. В своем роде нововведение для «Сатурна», не грозящее серьезным пальцевыламыванием: вольные вариации «Морского боя» (когда-то обитавшего на игровых автоматах), виртуального тира и… еще одного тира, со стрельбой по палящим в ответ мертвякам. Не House of the Dead, не пугайтесь. Мини-игры просты и проходятся с первого тычка.
Зато на упомянутых пазлах хочется остановиться чуть подробнее. Вернее, на отдельном экземпляре, поджидающем на подступах к развязке. Запертый герой под злобные смешки дедули-партизана («русский человек завсегда из подвала выберется») мечется между пятизначным кодом, нацарапанным на стене ребусом и грудой пронумерованных хозпринадлежностей. Подсказками игрока, естественно, не потчуют. Одна загадка поглощает другую, с трудом выстраиваем цепочку необходимых действий… И тут нас подкарауливает финальный сюрприз: вопреки кажущемуся многообразию, ключевая для решения цифра притаилась… под видом белого червячка в банке с сушеными фруктами. Гениально. Эту загвоздку, на мой взгляд, стоило бы упомянуть в учебнике «Как НЕ надо делать адвенчуры».
Зуб потертый
Невнятная музыка, далекая от происходящего на экране (задорные мотивчики прорезают ночную мглу леса), неочевидные области применения предметов, несметное количество ошибок (персонаж отбивается от рук, прокладывая немыслимые маршруты через стены и потолок, либо самовольно влезая в уже отговоренные диалоги)… Редкие плюсы вроде нормальной продолжительности не в силах скрыть истинную картину: «Сатурн» снова дал маху.