Викинги (2006)
Рецензия
Компьютерные игры могут вызывать целую гамму разнообразных эмоций. Ярость, азарт, раздражение, любовь, любопытство заставляют нас тратить драгоценное время. Благодаря «Викингам» я испытал жалость поистине вселенского масштаба. Жалость к разработчикам, стесненным нищенским бюджетом. К издателю, которому нужно это безобразие продавать. К игрокам, соблазненным яркой обложкой. И, разумеется, к самому себе.
Нестандартные топоры
Согласно «Credits», над сценарием не покладая рук корпели четыре человека. Подозреваю, что я единственный, кто оценил их титанический труд — читать (да-да, никакой озвучки!) пространные байки из жизни скандинавских богов так же занимательно, как решать интегральные уравнения. Выдаваемая крошечными порциями история про убийство и чудесное воскрешение Фрейра начисто лишена интриги и неожиданных поворотов. Изобилие непроизносимых имен и заунывная стилизация «под миф» усыпляют не хуже снотворного. «Приветствую, Вафтрундир, — молвил Один. — Пришел постичь познанья твои, все ли ты ведаешь, мудрый»? «Кто это в дом мой пришел и слова в меня мечет? — Вафтрундир ответил. — Не покинешь ты дом мой, коль не победишь, состязавшись со мной». «Гагнрад мое имя. Долог был путь мой»… И еще тридцать страниц в том же духе.
Впрочем, кое-чем интересным и уникальным игра отличается. «Викинги» — представитель редчайшего поджанра «indirect control strategy». Тут нет формаций и зеленой рамки. Управление подчиненными осуществляется опосредованно. К примеру, не приглянулась нам вражеская деревушка. Заходим в специальное меню, выбираем, кому из воинов идти в бой, прикидываем финансовую составляющую и лихим командирским пинком вышвыриваем армию на боевой простор. Основное «ноу-хау» — наличие двух типов оплаты. Все в лучших традициях российской интернет-торговли. Можно заплатить наемникам сразу и получить скидку, а можно — после рейда (деньги снимают, только если он был удачным), однако и стоимость заметно возрастет. Арифметика элементарна. Чем больше викингов «в деле», тем меньше добычи осядет в бездонных карманах вождя. Тотальное уничтожение противника необязательно и порой даже нежелательно. Живые всегда подкинут золотишка, а с покойников-то что взять?
Перед отправкой в заграничные турне неплохо бы отстроить крепкий тыл. Жилые дома, спортивные площадки, кафе-рестораны, бани и прочие полезные в хозяйстве сараюшки способны скрасить будни северных пиратов. У игрока есть логичный резон баловать подопечных. Каждый из них наделен столбиками счастья и лояльности; когда они опустеют, свежеиспеченный диссидент поспешит эмигрировать к соседям (за нового бойца надо платить повторно). Оригинально? Ничуть. «Викинги» бессовестно копируют идеи у более успешных коллег-конкурентов — Majesty и Medieval Conquest. Точнее, отечественный проект является беспощадно кастрированной версией MC.
Любые сравнения оказываются не в пользу «Викингов». В Majesty наши подданные зарабатывали трудовую копейку и спускали ее в принадлежащих государству магазинах, покупая мечи и свитки. Здесь же валюта почти не нужна. Проапгрейдили кузницу? Отлично, параметр атаки у солдат автоматически вырос на три у.е. Минимум расходов и «лишней» беготни. Как и в Medieval Conquest, общественно-физиологические потребности виртуальных человечков растут пропорционально толщине их бицепсов. «Новорожденному» норманну для душевного спокойствия требуется крыша над головой да котел с манной кашей во дворе, а с приобретением опыта в заморских походах его начинает тревожить нехватка увеселительных заведений и выпивки.
Пришел, увидел, наследил
Три десятка скучнейших миссий окончательно ставят крест на игре. Разработчики могли превратить «Викингов» в сносную RTS на пару вечеров, но это противоречило бы принципу «грандиозности», поэтому на полное прохождение вы легко угробите несколько дней. Вопрос не в сложности (на «харде» нет непреодолимых проблем) или нестандартном геймплее, а в ужасающе медленной скорости. Отправив армию в противоположный угол карты, можно пропылесосить квартиру, сварить суп, причесать кота, полить фикус и… обнаружить, что головорезы едва-едва подобрались к «таунхоллу». Три режима («пауза», «нормально» и «быстро») смахивают на изощренную шутку. Такое «быстро» не встретишь и в бородатых анекдотах про эстонцев.
Нельзя проигнорировать вопиющий схематизм заданий. Алгоритм продвижения неизменен: строим базу, «прокачиваем» народ в мелких стычках и поочередно разбираемся с главными оппонентами. Большинство зданий изначально закрыто, что чертовски раздражает. Игрок, желающий максимально развить свой поселок, всякий раз расквашивает нос о строгую надпись «недоступно на данном уровне». Новинки возникают в час по чайной ложке (в среднем один домик на две пройденные карты).
Тактика? Извините. Великие генеральские замыслы упакованы в краткую форму «сходите, пожалуйста, туда-то». Количество и качество врагов не является тайной за семью печатями, «туман войны» в глаза не лезет, местность и погода тоже ни на что не влияют, а значит, для успеха операции атакующий отряд необходимо сделать чуть-чуть сильнее обороняющегося. Нормальное разделение по классам отсутствует (бывалые ратоборцы самовольно пользуются арбалетами, но это совсем другая тема). Помимо огромной кучи близнецов-с-ножами, под нашим крылом сидят врач и дипломат, которого авторы почему-то нарекли священником. С первым и так все ясно (немного лечебных пассов на поле боя никому не повредят), а «министерство иностранных дел» помогает наладить отношения с соседями… конечно, при условии, что сочинитель брифинга предусмотрел подобный фокус. Сразу оговорюсь, что воевать гораздо дешевле. Затраты на организацию дружественного визита могут улететь далеко за границы формальной логики и здравого смысла.
Жульнический AI вызывает закономерную зависть. Противник не возводит полноценный городок, не подлавливает проходящие мимо караваны и не завоевывает благосклонность богов (она выражается в процентном эквиваленте). Все бесплатно возникает из воздуха.
Внешний вид не добавляет игре очков. Графика способна привлечь лишь закоренелых ретроградов и патриотов. Фиксированный «зум» и своевольно скачущая по буеракам камера стараются оградить нас от худшего — примитивной анимации, моделей в стиле «ручки-ножки-огуречик» и доисторических спецэффектов (художники поскупились даже на цепочки следов и ветер, раскачивающий елки). На фоне современных RTS «Викинги» выглядят чересчур убого.
Финальным аккордом стал фирменный программистский «юмор», до сих пор терзающий рожденные на территории СНГ проекты. Доктор Извращенный, Эдик Безбашенный и гениальный «гейм-дизайнер», скормивший уникальные имена всеядному генератору, надолго застряли в рядах моих кумиров.
«Сатурну больше не наливать»
Многочисленные «Петьки» уже не удовлетворяют сотрудников «Сатурн-плюс». Руки отчаянно чешутся, так и тянет смастерить что-нибудь громкое и нетленное, но попытка экспансии в другие жанры неизменно встречает серьезное сопротивление. Кошмарное «Пограничье», увы, не потушило творческий пожар в груди воронежских поэтов. Справятся ли с этой задачей «Викинги»? Вряд ли. Бюджетные игры убыточными не бывают.
Системные требования для PC
Рецензии и комментарии Викинги (2006)
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту