Какой такой
павлин-мавлин?
Не видишь — мы кюшаем…
м/ф «Приключения
Мюнхгаузена»
Что получится, если скрестить Gobliiins, The Incredible Machine и фильмы Терри Гиллиама (Terry Gilliam)? Лучше и не думать… Поздно! Российский «Барон Мюнхгаузен» добрался до прилавков. И не надо кривить нос и потрясать кулаками в воздухе с криком «опять испоганили, ироды!». Trickster Games — одна из немногих добросовестных отечественных команд.
Клянусь своей треуголкой!
«Приключения барона Мюнхгаузена» 1988 г. выдает мастера с потрохами: эксцентричное, умное, эпическое кино, сюрреализм в лучших традициях Monty Python. Наверно, патриотичнее было бы упомянуть «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова, но, извините, не в тему. Именно у Гиллиама проскакивал мотив театральной постановки, высящейся над злоключениями героя.
Игра начинается там же, на сцене: конферансье и главное действующее лицо представляет зрителям пьесу о своем новом приключении. Хотя ему дважды приходилось бывать на Луне, третий вояж несколько отличен от предыдущих. Проведать лунного короля — милое дело! Ради этого не грех и яблоню вырастить, и в камере отсидеть. Не ждите радушной встречи; придется изрядно попотеть, возвращая доверие бывшего друга. Для чего, в частности, предстоит вернуть к жизни омертвевшие деревья… Путано? Не обессудьте. Непросто внятно рассказать о сюжете, которого, по сути, кот наплакал. «От экрана к экрану», отточенный на «Гоблинах» и «Пилотах» прием. Нити, связующие локации, заметно тоньше, однако болтливости дедули позавидуют и те, и другие. Речи вполне в духе «самого честного человека на свете». Голос бы поприятнее…
Куда любопытнее антураж. Театральная тематика не замыкается на «вышел-поклонился-ушел». Уже в первом акте (родовое поместье) Мюнхгаузен учтиво обращается в зал: «Итак, мне нужна моя героическая клюшка для гольфа. Она застряла на люстре. У кого какие идеи?». Из рядов доносится: «Залезь на часы!», «Сбей яблоком!». На что следует предложение попробовать самим. Тут и курсор появляется. Т.е. по задумке действиями актера руководит зритель. Т.е. мы. Прямо интерактив! Из актера барон превращается в послушную марионетку. Задумка, конечно, интересная. Пока решаем, за что ухватиться, он торчит в сторонке, вертя треуголку в руках и отпуская комментарии. Дабы снять его с насиженной сторонки, извольте поработать головой.
Клянусь своей двустволкой!
«Приключения барона Мюнхгаузена» 2007 г. — набор головоломок, перемежающихся аркадными вставками. Продолжая сухую формалистику, отмечу, что всего в «Мюнхгаузене» 20 «уровней» (чересчур сухо), что протекают они в строгой очередности и что аудитория проекта указана как «дети младшего и среднего школьного возраста» (вспомним «Таниту»). Вспомните-вспомните, параллелей хватает. Допустим, художественный стиль. Пластилин, к сожалению, временно забыт, но аляповатость комнатушек и персонажей никуда не делась. Графические красоты незамысловаты, декорации — неказисты и подчеркнуто «декоративны». Стоит поплыть занавесу — и двери, колонны, камни и пр. спешно разъезжаются, освобождая место для грядущего эпизода. Разные устройства и приспособления демонстративно выкатываются на сцену, скрипя колесиками. По небу проплывают облака на лесках… Особенно приятно, что при видимой искусственности по-прежнему навалом хорошей анимации.
И, пожалуйста, вспомните загадки. Маленькая адвенчурная слабость переросла в слабость побольше. Пренебрежение сюжетной линией обязывало дизайнеров еще тщательнее подойти к созданию пазлов. Получилось противоречиво и нескладно. Я не предлагал «Барона» детям, однако не покидает уверенность, что им будет тяжко. Отдельные ситуации, вроде обмена манатками между узниками или описанного выше эпизода с клюшкой, разрешаются перебором возможных вариантов. Инвентаря нет; предмет необходимо тут же использовать. Довольно удобно, как показывает ряд TIM-подобных загвоздок. Правда, итог не всегда очевиден.
Клянусь своей одноколкой!
Иногда вообще непонятно, чего от тебя хотят. Скажем, свисают сверху девять кубиков. На них начертаны буквы и слоги, из которых нужно вылепить четыре фразы. Какие? Неизвестно. Экспериментируя с призмами и лучами, сталкиваешься с похожей проблемой. Видимо, задачки призваны развивать у поколения 6+ интуицию и закалять нервы. Если приведенные примеры хотя бы замечены в оригинальности, то применение дряхлых приемов ничем не оправдано. Менять местами разноцветные печенья на ограниченном пространстве? Занудство! Три раза подряд?! Трижды занудство!
А открывать парные картинки на поле во весь экран? Причем не праздно, а поочередно с невидимым соперником? Даже у меня, человека взрослого и стойкого, это испытание вызвало затруднения. Монотонность и нетерпеливость слишком часто дают о себе знать. Перелетать от дерева к дереву, удерживая героя за косичку и ловя опадающие батарейки, весело, но требует сноровки. Пока приноровишься, потери сведут счет к нулю. Палить по динамитным шашкам, взмывающим вверх на шариках, просто, да уж больно скучно.
Схема, кажется, понятна и, увы, характерна для многих загадок. С другой стороны, проходится на одном дыхании, ибо увлекательно (и коротко). Странное чувство: вроде бы и хочется пожурить, но разве можно ругаться? Вроде и вторично, но до чего самобытно! Вроде и не для детей, но… для кого же тогда? И ответ вновь не за горами: для всей семьи. Мамы и папы, не бросайте ваших чад в таком ответственном деле. Глядишь, в награду знаменитый барон Мюнхгаузен расщедрится на парочку новых историй.