- Главная/
- Игры/
- Миллион лет до нашей эры/
- Рецензия
Если один из лощеных мэтров киноиндустрии когда-нибудь решит снять честный полуторачасовой фильм об истории человечества, то вся современная культура — от Коперника до Путина — займет 2-3 минуты. Кто подсчитает, сколько лет, веков и тысячелетий наши волосатые предки шастали по лесам, помахивая каменными топорами и размышляя на вечную тему «кого мне съесть на ужин и как самому не стать закуской»? Столь обширный временной пласт почти не нашел отражения в виртуальном мире. Кроме дурацких аркад со словом «caveman» в названии, специфической Original War да интеллигентно-заумной «Carcassonne 2. Эпоха мамонтов» вспомнить нечего.
Prehistoric: Total War
«Миллион лет до нашей эры» по мере сил старается исправить положение вещей. Сил этих едва хватит на то, чтобы высечь искру любви из сердца избалованного игрока. Малобюджетность слизкими щупальцами опутала игру, надежно похоронив ее потенциал. На то, что изначально он был, намекают отдельные детали. Например, ролевые параметры персонажей зависят от их диеты. Прекрасная задумка, обернувшаяся тихим пшиком. Или возьмем «случайные задания»: они всегда сводятся к «зачистке» местности от инакомыслящих. А где производство и уникальные предметы? Почему нельзя приносить жертвы?..
Однако я увлекся. Великая эпопея началась в пещере верховного вождя за чашкой перебродившего мамонтового молока. «Большие Уши, твоя храбрость известна по обе стороны гор. Мужчины бледнеют при упоминании твоего имени, женщины мечтают родить от тебя, прокаженные выздоравливают, прикоснувшись к тебе. Иди в долину Червя, изгони оттуда врагов и возвращайся с победой!» Увы, напутственный монолог прозвучал лишь в моем воображении. Сюжетом специально не занимались. Нас не пытаются мотивировать, обходясь информационными окошками с сухими объяснениями, кто, где и кого. Далеко не идеальный вариант.
Выглядят наши похождения следующим образом. Команда «неандертальцев» с уголовными рожами разгуливает по глобальной карте, промышляя охотой, собирательством и изведением себе подобных. Разведка доложила, что в районе обосновались конкуренты, их форпосты нужно найти и уничтожить. Но это потом. На первых же порах задача заботливого лидера состоит в том, чтобы подчиненные не протянули ноги, получив травму, несовместимую с жизнью, или недобрав витаминов с веток.
Привередливого дикаря не удивишь земляными орехами и подгнившей козлятиной. Для физического и психического здоровья необходимо своевременное поступление в организм четырех вольно растущих ресурсов: ягод, кореньев, мяса и рыбы. И горе вам, если что-то из списка внезапно закончится. Всего за пару дней половина народа вымрет от голода, а игра замучает навязчиво-жалостливыми сообщениями. Нехватка какого-то определенного деликатеса пусть и не фатальна, но тоже неприятна. Оставшись без минтая (и чрезвычайно полезного фосфора!) едоки резко глупеют, дефицит дикой репы сказывается на выносливости, и т. д.
Лучше предотвратить, чем лечить. Авторы не спорят с учебниками, все согласно канонам: бродим по округе, кушаем досыта и делаем запасы на черный день. Долго прозябать на одной клетке нежелательно — источники пищи постепенно иссякают. Другой интересный нюанс — мужчины хорошо орудуют кулаками и ловят живность, женщины эффективнее собирают ягодки, хотя слабее в бою. В целях всеобщего благоденствия советую поддерживать половое равновесие. А вот полное разделение труда не приветствуется. Отправив девушек в лес без охраны, вы рискуете лишиться их навсегда. Если бедняжек не слопают саблезубые волки и медведи, то обязательно приберут к рукам вражеские охотники.
Моя убивать!
Аннотация на обложке, обещавшая «тактические сражения с активной паузой», почти не соврала. Пауза есть, действительно активная, да только она не добавляет ни грамма тактики: выделил своих, натравил на ближайшего злодея, повторил. Эстеты от инфантерии, мечтающие побеждать не числом, а умением, могут попробовать не менее стандартный прием «отогнал раненых в тыл и подлечил» либо обратиться к магии.
Да-да, и здесь не обошлось без элементов доморощенного фэнтези. Каждое из племен поклоняется своему тотемному животному (волку, оленю, леопарду, мамонту или медведю). Коллекция заклинаний у шаманов варьируется в зависимости от того, к кому вы решите примкнуть. «Сила леопарда» ускоряет движения и увеличивает наносимые повреждения, «живучесть мамонта» восстанавливает здоровье, но важные спеллы одинаковы для всех. Фантазии о том, что стороны должны отличаться друг от друга, оставьте фанатам Warcraft 3.
И это не последняя недоработка. Я рад, что радиус зрения у бойцов днем и ночью разный, и что, помимо глаз, головорезы обладают развесистыми ушами. Для бюджетной RTS очень неплохо, но почему арены не позволяют извлечь пользу из особенностей игры? Вместо ожидаемых преимуществ нам подарили нелепый синдром «забытого алиена». Вот уж сюрприз так сюрприз! Невнятность боевой модели — очередной камень в огород Astar. Имеет ли смысл подкрадываться к врагу сзади? Как вычисляется вероятность нанесения удара? Сплошные загадки.
Зато система «прокачки» прозрачна. У любимых дуболомов четыре внутренних стержня: сила, ловкость, выносливость и ум (ну-ка, господа ролевики, расскажите, что на что влияет). Пережив десяток кровавых разборок и вволю набегавшись по прериям, соплеменник обрастет жиром и мускулами. Поскольку деньги в первобытно-общинном строе не котируются, для пополнения рядов используется уже знакомая плодово-ягодная «валюта». Схема элементарна. Мы отсылаем в столицу провиант и получаем взамен свежих рекрутов (опытные стоят на порядок дороже) и оружие. Острые булыжники, топоры, копья, луки, пращи — арсенал на удивление разнообразен, хотя военная хитрость тут все равно одна: чем выше урон, тем круче.
Симпатичная картинка подсластила бы пилюлю… Снова мимо. К глобальному режиму претензий нет, однако битвам стоило уделить больше внимания. За пустые пещеры, аляповатую палитру и угловатые бивни по голове гладить не принято. Интерфейс тоже мог быть удобнее: мини-карта потерялась, отсутствует экран распределения ресурсов.
Напрочь убитый баланс довершает разгром. До патча игра была чересчур сложной и изобиловала программными ошибками, после — стала гораздо стабильнее, превратившись в развлечение на вечер. Наймите компанию могучих терминаторов, вооружите их получше и откупоривайте праздничную минералку.
Палка-копалка
Разработчики вряд ли надеялись на благополучный исход. Даже установка «заплатки» не спасает от вороха традиционных для value-стратегии болячек. Цикличный геймплей, бедная тактика, невзрачная графика… В унитаз истории.