Светлая тема

Рецензия на игру ШтЫрлиц 2: Танго в Пампасах

Он улетел, но обещал вернуться! И вернулся. В синем кителе, фуражке, при погонах, немецком орле и звезде героя. Лишь трусы (нижняя часть форменной одежды любого немецкого военнослужащего) сменили цвет на патриотический красный. Вы поняли, о ком я? Конечно же, о Штырлице (не путать со Штирлицем, великим виртуально-советским разведчиком)!

Конверсия

Вы помните, на чем мы остановились? Совершенно верно, 1945 год, и мы искали бюсты Гитлера. Нашли. С тех пор на Западном фронте все спокойно. Прошло целых 12 лет, преступления на политической почве происходить перестали, а банальной уголовщиной занимается сладкая парочка Жеглов - Шарапов. На дворе уже год 1957, полковник Исаев, из-за отсутствия работы, вынужден переквалифицироваться в управдомы, вернее, управмавзолеи. Как-то раз, во время своего обычного утреннего обхода, Штырлиц замечает, что в аккуратной композиции, составленной из старичка, костюма, галстука и т.д., не хватает кепчонки. Прошу заметить, кепчонки легендарной. Дело немедленно идет в Центр. Возглавить расследование, естественно, поручается нашей знаменитости. По сообщению тайного агента (памперсон тампаксу) в аэропорту видели садящимся на самолет Германа Бормана, который, несомненно, и является таинственным похитителем. Его след ведет куда-то в Южную Америку. Штырлица сажают в ракету и после нескольких витков по орбите на спускающем модуле выкидывают как раз в месте дислокации одного из южноамериканских племен...

Навыки разведки

Моя собственная агентура донесла следующее: говорят, от «Штырлица 2» «Бука» отказалась из-за того, что он стал чересчур пошлым. Я внутренне напрягся, ожидая худшего (и раньше игра не отличалась завидным целомудрием, а тут...), и мои ожидания, в общем-то, подтвердились. Сценаристы пошли по извилистой дорожке, где грань здорового юмора и дешевой пошлятины практически неразличима. Особенно это чувствуется на первом уровне (организация игры осталась прежней - уровни, каждый из которых разбит на несколько локейшенов), где в одном из бунгало лежит здоровенная бабища, издающая такие звуки и произносящая такие монологи... Самое устойчивое чувство у меня от общения с ней - омерзение. Слава Богу, наш герой не столь разборчив - ему, чтобы выбраться из деревни, предстоит с ней... В общем, вы поняли. Правда, дальше ситуация несколько выправилась, и разработчики вернулись в родную колею просто грубоватого, несколько пошлого юмора.

По части загадок Штырлиц остался верен себе. Некоторые пазлы в игре безобразно сложны и нелогичны. Причем иногда настолько... Допустим, есть в этих краях момент, когда надо посадить под наглой обезьяной, сидящей на ветке и бросающей в Штырлица бананы, семечко бамбука. В принципе, до этого можно догадаться, вспомнив сказку про стебель гороха, по которому мальчик дополз до неба. Но загвоздка в том, что под самой обезьяной нет никакой отметки, куда это самое семечко кидать. Приходится тыкать по всему пространству под деревом. А ведь вы знаете квесты - здесь все на уровне догадок, и если не получилось с первого раза, так и подмывает попробовать сделать что-нибудь еще. Например, «применить» на обезьяну другие объекты из инвентаря или вообще уйти из этого убогого места и попытать счастья где-нибудь еще. Кстати, очень приятно, что разработчики не поленились и прописали множество диалогов и подготовили множество сценок для, так сказать, «холостых» моментов. Непременно попадутся вам и «пустые» предметы, созданные просто для того, чтобы играющий получил дополнительную порцию иногда очень удачного (стоит признать), а иногда весьма сомнительного (о чем тоже не стоит забывать) юмора от творцов «Танго в пампасах».

Что касается нелогичности паззлов - это то, каким образом на первом этапе Штырлиц получил что-то, похожее на презерватив. Лишь после минут пятнадцати отчаянной беготни по экранам, с тупым использованием всех по очереди предметов из инвентаря на всех по очереди предметах в игре (обычное занятие на некоторых уровнях), в поисках места, где курсор в виде знака мужского достоинства меняет форму, ключ нашел свой замок. Хищная рыба укусила резиновое дерево, оттуда выпал резиновый комок, который при дальнейшей метаморфозе с использованием золотой пластинки превратился в «нечто, напоминающее презерватив». К счастью, есть и более логичные загадки, которые плюс ко всему оказываются еще и самыми удачными по части юмора.

Постановка

С внешней стороны «Штырлиц 2» не так уж и отличается от своего предшественника. Во всяком случае, специально не заглядывая в первого «Штырлица», я особых различий отметить не могу. Так или иначе, продолжение можно похвалить за хорошую работу художников, отвечающих за второй план. Сиквел достоин места на одном уровне с таким откровением лубочного искусства, как «ПиВИЧ». Да и со всеми другими нашими квестами, которые могли быть неудачными по содержанию, но всегда высоко держали планку в области художественной стороны (скажем, «Приключения поручика Ржевского»). Колоритно представлены сами персонажи в плане образа. Держиморды фрицы, стручок - пастор Шлаг и т.д. В общем, из атмосферы не выпадают. Приятно выглядят и тройная перспектива, которая при двухмерности игрушки создает некоторый объем и иллюзию перемещения Штырлица в «большом мире», а не только касательно объектов на экране; и профессиональная анимация: все плавно, кадры не «глотаются» (за редким исключением). Особенно это заметно на примере сцены, где герой танцует со своей тетей Кончитой ламбаду.

Думаю, никого не удивлю, если скажу, что на уровне и вербальная часть игры. Прекрасно подобранные голоса и реалистичные звуки давным-давно превратились в непременный атрибут любой российской игры. Вот что значит «озвучено профессиональными актерами»!

Конец

Надо подводить итоги... Но какие? Перед нами все тот же старый добрый Штырлиц, почти не изменившийся со времен ухода из «Буки» под крылышко Magnamedia. Все тот же Штырлиц, от которого отмахиваются одни и в полном восторге другие (привет, Comrad!). Если вы являетесь поклонником первой части, то «Штырлиц 2: Танго в пампасах» наверняка уже находится у вас в коллекции. Если же еще нет... Даже не знаю, что и посоветовать. Наверное, все-таки купить - при наличии прохождения, к которому можно обратиться в трудных местах, прогулка по пампасам порой становится весьма приятным и смешным мероприятием. Впрочем, если вы исповедуете прохождение игр только своими силами, лучше оставьте «Штырлиц 2» фанатам.


«Вот фюрер в ступе пролетел:
На пьянку агитирует,
А деревянные мозги
Словесно онанируют».
Один современный поэт

На форуме как-то поднимался вопрос: могут ли фанаты писать про игры? Да, конечно же, могут. Правда, пока что писать у них получается исключительно кипятком. Но не суть. Если кто-то скажет вам, что Штырлиц 2 - плохая игра, немедленно киньте в этого человека кирпичом, труп положите в мешок и сбросьте с моста в Влтаву. Если кто-то скажет вам, что Штырлиц 2 - хорошая игра, задушите этого человека скакалкой, засуньте в зеленый бильярдный шар и скатите по желобу к останкинскому пруду. Делайте разномастные гадости, режьте обивку в лифтах, поджигайте почтовые ящики, кричите на улицах, что лично видели, как Путин скакал на березе, короче… вы поняли.

Играть в Штырлица 2 - процесс насколько психологический, настолько и физиологический. Пусть от подчеркнутой пошлости порою тошнит, но вспомните, сколько раз вы бегали в туалет в особо забористых местах сорокинского «Голубого сала»? Во-во. Я скажу сейчас одну вещь, возможно, изрядно избитую, но все равно. Штырлица можно либо любить до потери пульса, либо ненавидеть до красной слюны, и никак иначе. А если игра рождает такие яркие чувства - это уже шедевр и «наш выбор».

Или «ихний выбор» - тут уже зависит от правильной ориентации на ту или иную сторону баррикад.

Дядя Банзай ест паштет из дрессированных петухов

Штырлиц - самая большая загадка короткой истории савейских квестов. Побираясь по обочинам пиратских лотков, они, между тем, уже много лет вполне безбедно существуют, и как нищий у церкви святого Гаштала со страшными проклятьями отгоняют любых западных конкурентов. Если остановите на улице какого-нибудь молодого человека с «дебильчиком» в ушах и спросите: «Дорогой друг, а какой у тебя любимый квест?», то в двадцати процентах случаев (в других восьмидесяти вас грубо пошлют) обязательно услышите: «Дык, Петька, едрипть мля».

И это будет правдой. Культовый ПиВИЧ породил собой кучу продолжателей: Ржевского, Штирлица, Холмса (обзор буквально на днях), Вовочку (уже, похоже, не выйдет никогда), короче говоря, всех, про кого еще существуют анекдоты.

Конечно, большинство этих поделок не стоит даже болванок, на которых они отпечатаны на Зеленоградском заводе НИИПРОМСТРОЙМАШ, но все же среди них вот уже больше года лежит истинная жемчужина. Штырлиц. Игра - как пощечина всему жанру. Или, вернее даже, не пощечина… Как пинок... Хотя какой, к чертям, пинок, мусье? Поджопник, самый не подцензурный и натуральный «звездюль» жанру русских квестов.

Творческое раздолбайство, отстой как искусство в постановке главного режиссера московского подпольного театра «Сортирикон». Игра совершенно не считается с мастерами жанра, свысока плюет на них и получает от этого чатланское удовольствие.

Гезихасты и сутры Прагна Парамита

Вообще продолжение - как логическое начало. Связи между первой и второй частями совершенно никакой: такой же бредовый сюжет, такая же бредовая обстановка, такие же бредовые персонажи. Только это очень специфический бред, ничуть не похожий на художественный бред красавицы Алисы или водевильный бред «Летающего Цирка Монти Пайтона». Если, играя в эти игры, чувствуешь себя как минимум в дурдоме викторианской эпохи, со шторами в цветочек и понимающими сестрами с печальными католическими лицами, то Штырлиц - это наша родная Канатчикова дача унд Белые Столбы в одном флаконе, с решетками на окнах, текущим сортиром и пахнущим махоркой и перегаром сторожем дядьвасей.

Сюжет про похищенную из мавзолея кепку Ленина мы из жалости опустим, ведь в этой игре главное не сюжет. Здесь главное - обстановка вечного праздника, варварского маски-шоу, дебилизация большинства савецких фильмов, книг и даже анекдотов. Вы все еще помните ту злосчастную «записку Мюллера из сейфа»? Если да, то можете бежать в магазин и приобретать. Если нет, - срочно спрашивайте у меня, бегите в магазин и приобретайте. Уберите с глаз долой многодолларовые счета, господа магно-медийцы, я говорю такие вещи исключительно ради восстановления справедливости, ибо все это, дорогие товарищи, сермяжная, она же посконная, домотканая и кондовая, правда.

Что бы сказала ваша киска, если бы умела говорить?

Она бы сказала: «Уйди с хвоста, сволочь, ведь больно же…». А так она грустно молчит или жестоко орет. Штырлиц, в отличие от киски, никогда не орет, а только гыкает, хрюкает, делает «козу» и урчит, когда его чешут за ухом (в оригинале, конечно же, вовсе не за ухом, но нас ведь и дети читают). Он может быть как полным идиотом (пробивать головою двери, писать в глиняные крынки и выпивать канистру спирта одним залпом), так и прожженным интеллектуалом (лечить кетчупом пастора Шлага, выращивать бамбук из слоновьего помета и подвешивать в непристойной позе фрау Заурих).

Вообще, каждого нового кренделя от Штырлица 2 ожидаешь с содроганием. Квест представляется то паинькой, понятным и логичным, как квесты ранней Lucas Films, то откровенным зверем, непроходимым, головоломистым и ужасно бармаглотским, после одного взгляда на который месяц будут сниться манахоры. Такая двойственность вкупе с достойными мелочами влюбляет в себя и делает типичное продолжение самостоятельным таким культиком. Кстати, о нем.

Культяпки культика

Не буду распинаться про звукиграфику, о ней вам в подробностях расскажет коллега Crazy Sid (см. где-то рядом). Лучше упомяну персонажей. Они, как всегда, колоритны, полны жизни и юношеского задора. Совершенно недавно я ехал в трамвайчике и слышал примерно следующий разговор двух молодых людей: «Ну и как Ленка? -Ленка? А никак. Она спрашивает: «Что ты можешь мне дать?» - А ты? - Я? Ну что я ей могу дать, кроме анализов». И, между прочим, господа, невзирая на пошлость и неуместность, это была фраза слона из Танго в пампасах. О чем это говорит? Да о том, что игра уже заочно стала культовой, как разные фильмы, которые цитируют, не помня источника, или какие еще крылатые выражения…

И вообще. Игра будет жить вечно, даже когда крысы съедят последнюю ленту «Семнадцати мгновений» в амбарных складах «Мосфильма», а русский народ забудет все анекдоты про Петьку, Чукчу и новых русских. Судьба. Без лишних слов это называется «Кобзон поет, а караван идет», и пусть товарищ Мухаджиев подавится своим великодержавным антирусским шовинизмом. Так держать, господа, и да пребудет с вами Великий Исаев.