- Главная/
- Игры/
- Похождения бравого солдата Швейка/
- Рецензия
Осмелюсь
доложить, господин обер-лейтенант,
что вы лишились кошки. Она сожрала
сапожный
крем и позволила себе после этого
сдохнуть…
Ярослав Гашек, «Похождения
бравого солдата Швейка»
«Книга на все времена»
Позволю себе начать еще одной
цитатой, из аннотации к книге:
«Смешно? Смешно гомерически! Но
очень часто сквозь заводной и
разудалый юмор „гарнизонного
анекдота“ проглядывает истинная
суть „Солдата Швейка“ —
отчаянный и мощный призыв
„сложить оружие и
задуматься“…
Точно подмечено. Я не из тех, кто считает «Швейка» лучшим произведением на свете, но отрицать блестящий юмор и злободневность не вправе. Действительно замечательный образчик военной сатиры, зло и метко высмеивающей наиболее яркие проявления системы. А сама идея? Целая свора бюрократов-вредителей, дуболомов в погонах и социальных единиц помельче на фоне добродушного дурачка. Такой наглядности сегодня очень не хватает (в отличие от чиновничьего и солдафонского воронья), и Lazy Games выдался хороший шанс вновь заявить о проблеме в резкой форме, пускай и на чешском примере.
Однако разработчики избрали иной путь. Приспустив сатиру, они подались в шпионские страсти наподобие «Семнадцати мгновений весны». Если Чехия времен Первой мировой войны стала аналогом Германии времен Второй мировой, то догадайтесь, какая роль отведена бравому солдату. «А Вас, Швейк, я попрошу остаться». «Идиотизм как прикрытие». Стоило понять это, и почему-то сразу сделалось грустно…
В тылу врага
Перелопачивать классику под игровой формат — занятие вообще неблагодарное. Особенно когда бумажные события стройны и насыщенны, а личины объемны. Остается только урезать да подгонять в силу способностей. Посему легкое переосмысление идей не назовешь кощунством. Насколько легко переосмыслили Гашека, вопрос спорный. По крайней мере, затронули лишь первую главу, т. е. «В тылу». Что дает повод для спекуляций о трех грядущих продолжениях и, кажется, уникальном опыте «русского episodic квеста» (не путать с известным ругательством)! Рваный финал аккуратно спроваживает в сиквел.
Хотя последовательность эпизодов из жизни Швейка не претерпела изменений, изменения постигли их содержание. Нам прямо говорят: все, что происходило с потешным толстяком, — не воля случая, а продуманный план действий. Тюрьма, сумасшедший дом, фельдкурат, проигрыш поручику Лукашу, поездка на фронт, наконец. Любой поступок просчитан на несколько шагов вперед. Замешкался — получил пулю в лоб. Да, в «Приключениях…» приходится умирать, и нередко.
Окунувшись в Прагу 1914 года, мы тут же попадаем в водоворот из слежки, предательства и тайной переписки. Шпион на шпионе сидит. Почти каждый встречный втянут в интригу и имеет собственный взгляд на неизбежную трагедию. Сквернословящий трактирщик Паливец — и тот служит посредником между агентами, несмотря на отчаянные протесты. Здесь никому нельзя верить. Большая часть времени уходит на поиск информации и расшифровку посланий. Герой изворачивается, втирается в доверие, проникает в логово врагов — короче, работает под прикрытием. И за этими делами как-то незаметно теряет истинное лицо, превращаясь в умного, хладнокровного разведчика, иронизирующего «на публику». Исчез главный посыл, потускнели образы. Внимание целиком переключилось на борьбу «группировок», что актуально и по сей день, но вряд ли характерно для Гашека.
Экономный квест
Что касается производственных качеств, проект получился крайне слабым. Экономили на всем — на графике, на звуке, на анимации… Даже сценарий вышел экономным, если так можно выразиться. Повторяется ситуация с «Мама не горюй»: локаций катастрофически мало, однако набегаться по ним предстоит вдоволь. Не то чтобы они таили в себе кучу секретов и потаенных деталей. Пустые, малоактивные области притягивают назад благодаря активности персонажей, постоянно материализующихся из воздуха. В память о вдохновителе новый Швейк также не прочь почесать языком, часто скатываясь в солдатские байки. Колорит «надоедливого болтуна» передан сполна.
Приятно и то, что линейность, порой удерживающая нас на одном-единственном отрезке, не отразилась на головоломках. Уж с чем-чем, а с ними у Lazy сложностей никогда не было. Красивые решения требуют и внимания, и логики. Ряд встроенных пазлов (в том числе и «разговорных») на редкость уместен, за исключением разве что кодового замка из… гм… разноцветных кубиков. В любом случае, придумано на совесть. Но воплощение…
QD Engine пятилетней давности, в который компания вцепилась мертвой хваткой, еле-еле обхаживает и без того ущербные трехмерные модельки, что ощутимо сказывается на анимации. Забитое разрешение 800x600 безуспешно пытается показать стиль рисунков Йозефа Лады (его перу принадлежат иллюстрации первого издания «Швейка»). Серые помещения и крошечные фигурки с едва различимыми чертами лиц в равной степени могут претендовать на чье угодно перо. Роликов же нет в принципе. Игрока развлекают либо скриптовые вылазки молчаливых человечков на фоне исхоженных локаций, либо… погасший экран. Скучно.
Тишину мрачных, камерных интерьеров изредка прорезают старые граммофонные записи. На пару с праздной суетой, отмеряемой неспешным шагом, общий позитивный настрой быстро скатывается в депрессию. Нечем подогнать игрока, жаждущего вдумчивого, увлекательного зрелища. От «экранизации» неизменно ждешь атмосферы книги, а ее-то здесь и не хватает. Как не хватает и смелых позывных ноток вкупе с нетривиальным чувством юмора. Возможно, был найден лучший выход из поставленной задачи (перенос событий романа в виртуальную среду), и это в очередной раз доказывает тщетность подобных мероприятий и скупость наших издателей. Оставьте гениев в покое!