Светлая тема

Рецензия на игру Вторая мировая. Издание второе

«Вторая мировая» — одна из самых амбициозных игр за всю историю фирмы «1С». К сожалению, незадолго до релиза авторы решили разбавить серьезный воргейм спорными RTS-элементами. Усидеть на двух стульях, конечно, не получилось — интересы поклонников этих жанров сильно отличаются: для любителей «Блицкрига 2» «ВМ» слишком угрюма, а фанаты, ждавшие ее целых 5 лет, были шокированы неожиданными упрощениями.

«Вторую мировую. Издание второе» можно воспринимать по-разному: одни сочтут авторов принципиальными людьми, другие заподозрят их в желании продать товар дважды. На мой взгляд, новая редакция «интерактивной энциклопедии» крупнейшего конфликта имеет право на жизнь.

Половинка совершенства

На самом деле, доказать, что «Вторая мировая» — настоящая военно-историческая стратегия, а не масштабная версия «В тылу врага», было не так уж сложно. Уместный в «Противостоянии 5» и «Карибском кризисе» рецепт «влепить в „Пантеру“ пару зарядов из „базуки“, затем брезгливо вытащить из нее останки экипажа и усадить за рычаги своих пехотинцев» не годится для точной симуляции боя. Эта условность портила впечатление сильнее всего.

Танкам отведена ключевая роль и во втором издании. По сути, на них построена вся игра, однако здесь они смоделированы намного честнее и дотошнее. Никто не мешает вам загнать бойцов в брошенные машины, однако у покинутой неприятелем техники в 99% случаев повреждены ходовая часть и вооружение.

Другое нововведение — при потере гусеницы «панцер» может развернуться на месте, подставив противнику слабо бронированный борт. Кроме того, исправлена ошибка, приводившая к остановкам после получения команд, благодаря чему возможны многие маневры, которые раньше вели к неминуемой гибели водителей-тугодумов. Реалистичными дистанциями стрельбы и подробными расчетами баллистики и пробиваемости проект мог похвастать еще осенью, хотя им тоже досталась порция патчей. Теперь «ВМ» максимально близка к идеалу во всем, что касается танков. Наводчики наконец-то научились «провожать» врага стволом и вести огонь на ходу. Более правдоподобные бои бронетехники есть только в играх, выросших из армейских тактических симуляторов.

Зато с «царицей полей» «1С» предстоит помучаться. Во «Второй мировой» не отражены главные преимущества обычных пехотинцев — они могут залечь за кочкой или кустом, а их обзор не ограничен смотровыми щелями и перископами. Тут «ВМ» значительно уступает даже Combat Mission: танки легко «вынюхивают» и испепеляют крадущихся к ним бойцов, любое наступление выглядит как знаменитая «психическая атака» из кинофильма «Чапаев». Стрелковые отряды разумно применять лишь в обороне — окопы надежно берегут воинов от пуль.

Разработчики постарались сделать парней с трехлинейками не такими беззащитными. Особенно хорошо это видно в добавленной кампании «Битва за Москву». Соотношение между живой силой и техникой стало более естественным — на каждую грозную машину приходится около десятка душ, а в отдельных сценариях доступны исключительно пехота и ПТО.

Порой авторы не гнушались и грубых методов. Показательна уже первая миссия («Подвиг панфиловцев»), в кульминационный момент которой у обоих орудий подходит к концу боекомплект. Играй AI не по выдуманным правилам, выжившие «панцеры» выстроились бы в 50 метрах от советских укреплений и спокойно расстреляли бы красноармейцев. К счастью, их лишили инстинкта самосохранения. Словно заколдованные, они мчатся к окопам, где и сгорают от пары гранат.

Отступать некуда

Сама «Битва за Москву» вызывает смешанные эмоции. Кампании, посвященные конкретным операциям, всегда смотрятся выгоднее попыток охватить всю хронику войны, да и события выбраны грамотно — ни под Сталинградом, ни под Курском судьба страны не висела на столь тонком волоске, как зимой 1941-1942 гг.

Если бы не традиционные недостатки «Второй мировой», все было бы замечательно. Пока РККА не переходит в контратаку, игра по-настоящему увлекает. Компьютер действует гораздо активнее, и обороняться еще интереснее, чем в оригинале. Разбив ваши войска на каком-то участке, немцы не останавливаются, а бьют во фланг уцелевшим подразделениям. Залог победы — БТ-7 и Т-34, мечущиеся между позициями для засад. Жаль, разобраться в хитросплетениях рельефа карт, утопающих в грязно-белой краске, тяжеловато.

Ближе к финалу большую часть времени занимают поиски холма, из-за которого можно высунуть ствол и безнаказанно разнести врага. Провести успешную атаку без этих ухищрений сумеют лишь очень ловкие командиры. Сделав из «ВМ» жестокий воргейм, где нажитое непосильным трудом иногда исчезает за 3 секунды, «1С» вновь натравливает на игрока татаро-монгольские орды. Воевать в меньшинстве — занятие привычное, но любой штурм в подобных условиях превращается в череду «save/load». К слову, не все старые сценарии удалось подогнать под новые правила — некоторые из них оказались безумно сложными, так что их пришлось вырезать.

Обкатка

Впрочем, самой страшной напастью «Второй мировой» были технические неполадки. Точно поедающие кактус мыши, поклонники пытались проходить ее с 5-7 fps. Судя по редким жалобам на официальном форуме, «1С» избавилась от многих ошибок, хотя лично я столкнулся с теми же необъяснимыми тормозами, что и 9 месяцев назад. «ВМ» по-прежнему наплевать на мощность видеокарты и объем оперативной памяти — основные вычисления нагружают процессор, поэтому графические настройки слабо влияют на производительность.

Интерфейс, наоборот, ожил — разработчики прислушались к мнению фанатов и добавили такие полезные элементы, как ускорение и замедление бега хронометра, очередь приказов и сохранение в меню «прокачки» солдат, продержавшихся до конца миссии.

* * *

Несмотря на то, что во «Второй мировой» еще немало шероховатостей, ее создатели шагнули в верном направлении. На сегодняшний день это лучшая из серьезных трехмерных WW2-стратегий.