Хмм...
Несмотря на бушующий в стране кризис, компания Бука, мужественно схватив себя в руки, решилась-таки выпустить давно обещанный и многократно задерживаемый квест под скромных и одновременно броским названием “Петька и Василий Иванович Спасают Галактику” — сокращенно ПиВИЧ. Игру разрабатывала команда S.K.I.F. и делала она это не то чтобы очень долго, но все-таки довольно прилично — 2.5 года. И вот, час второго пришествия героев революции настал — встречайте неповторимых армейцев и их замечательную подружку — Анку.
Енопланетяне
Приключенческой игре положено иметь сюжет. ПиВИЧ без него также не обошелся. Итак... Летел себе в космосе косм.кор. инопланетян, но внезапная поломка вывела его из строя около Земли и стал он кувыркаться вокруг нашей планеты, постепенно превращаясь в то, что мы называем Луной. Прошло весьма много лет и тут в нашей бедной стране грянула революция. Как известно, грянула она из пушки “Авроры”. По стечению обстоятельств снаряд несколько раз облетел вокруг Земли и врезался прямиком в Луну-корабль, отключив системы анабиоза, которые держали инопланетян замороженными. Те ожили и стали немедленно придумывать план захвата и колонизации внизулежащей планеты. Главной целью атаки было выбрано село Гадюкино, в котором в то время квартировался полк самого известного командира Гражданской Войны — Чапаева Василия Ивановича.... Вот такая завязочка у игры. Что, интересно стало? Тогда пора переходить к процессу, так сказать...
Пускай лошадь думает — у ней голова большая!
Полковое знамя — это вещь! Им и укрыться можно и на стол вместо скатерти постелить. А приспичит, то и на портянки сойдет, если на тряпки разорвать. И вот угораздило ВИЧа и Петьку это знамя потерять. Похмелье — это, знаете ли, тоже вещь. Посильнее “Фауста” Гете — однозначно. Итак, утро вечера бодунее и только рассол спасает гиганта мысли Василь Иваныча от неминуемой смерти... Петька по молодости переносит ужасы военного времени легче и поэтому ему вполне хватает воды из аквариума. Как грится “И немедленно выпил!”. Так повелось уж на Руси, что все дела надо начинать со стопоря или иной посуды, наполненной иногда прозрачной, а иногда и мутноватой жидкостью, которая мозги сначала прочищает, а потом отключает. А во время Гражданской Войны подобный моцион становится прямо-таки необходимым, поскольку иначе переживать все тягости службы становится совсем невмоготу. Но, собственно, я отошел от темы полкового знамени (утро, знаете ли...), поэтому возвращаюсь к нему вновь. Знамя было не просто потеряно, а украдено белыми! Вот ведь гады — взяли и даже не предупредили, как все нормальные люди. И теперь у ПиВИЧа голова болит не только от “пить меньше надо”, но и от сознания необходимости это знамя отыскать и вернуть в расположение полка, пока его не хватились остальные красноармейцы. Как грится, приключение начинается.
Юмор — понятие относительное. Кого-то цепляет английский тонкий, кого-то — американский “хе-хе-хе” от MутьTV’шных B&B, а некоторые прутся от пошлого немецкого. Но самым броне(п/б)ойным, разнообразным и слезовышибающим по праву считается юмор русский. А где-то даже советский (историю не переписать…). Естественно, именно такого юмора надо ожидать от нашей, исконно русской игры. Первой ласточкой был незабвенный Г.Э.Г., навсегда вписавший себя в историю российской игровой индустрии. Была еще очень короткая игрушечка Братья Пилоты (к которой, кстати, уже вышло ”продолжение” — Дело о серийном маньяке), но это была не адвенчура в прямом смысле слова, а очень простой набор головоломок.
Но если есть спрос — появится и предложение. Таковым и стал ПиВИЧ СГ. Создатели игры явно люди не тупые. И чуйство юмора у них есть. Не всегда кристально чистое, но весьма и весьма здоровое. Поэтому и игра получилась веселая и ненапрягающая. Использование народных революционных героев в адвенчуре — это тоже “чиста по-русски”.
Принцип ПиВИЧ’а стандартен для квеста — надо ходить, собирать предметы и использовать их. Общение с персонажами также является неотъемлемой частью, как и вместительный инвентарий в форме чемодана. Главный персонаж игры — Петька, которым вы и пройдете две части игры из трех. Во втором эпизоде роль “главы семьи” берет на себя Анка — она и коня на ходу остановит и с Петькой в баню войдет. Комполка ВИЧ играет второстепенную роль, в основном встревая в разговоры и иногда выполняя самые сложные действия, на которые Петька не способен — например, Чапаев замечательно доит коров :) Логика в игре странная — в том смысле, что иногда для осуществления некоторых телодвижений для продвижения по сюжету необходимо не совсем стандартное мышление. Но зато играть становится от этого еще веселее — нет надуманности некоторых западных приключений. Разветвления сюжета, правда, не имеется и порядок ведения диалогов никак не скажется на вашем успехе, но зато сами “перебранки“ достойны прослушивания. Нельзя сказать, что все они смешны, но всевечная улыбка навряд ли сползет с вашего лица до конца последней, третьей части.
Интерфейс игры похож на таковой в Curse Of Monkey Island - меню действий (эдакая разлапистая красная звезда) вызывается правой кнопкой мыши и все пять доступных операций (говорить, брать, использовать, идти и смотреть) разместились на ее лучах. В меру удобно, хотя имеется один недостаток — иногда трудно выбрать нужное действие, поскольку аниммированные курсоры в игре довольно крупные. В стандартной для квестов манере сделан и инвентарий — предметы можно использовать друг на друге или просто вытаскивать из чемодана. Ценной особенностью ПиВИЧ’ного интерфейса является карта, с помощью которой можно быстро перемещаться между локациями в игре. Это действительно удобно — непонятно, почему разработчики других приключенческих игр обычно пренебрегают такой полезной функцией.
Пролетарский некубизм
Рисованная от руки графика — самое оно для игры подобной юмористической направленности. Могу с полной ответственностью заявить — фоны в игре сделаны просто на ”отлично” — яркие, сочные цвета; грамотно подобранные переходы; прикольные, не сразу замечаемые детали. Впрочем, скрины из игры вполне передают прелесть оформления бэкграундов. Что касается анимации персонажей, то здесь не все так гладко. С Петькой и ВИЧ’ем все нормально. Не особо большое количество фаз движения компенсируется многообразием этих самых движений. Но вот второстепенные персонажи выполены несколько хуже. Создается впечатление, что рисованием анимации для героев занимались люди с разной художественной ориентацией. Такое несоответствие создает небольшой диссонанс, хотя и не является грубым недостатком.
Мультиков в игре ну очень мало — самым длинным является вступительный, который начинается под аккорды из “Star Wars”
Кстати о саундтреке...
Мне понравилось. Сразу и бесповоротно. Особенно если учесть, что наши приключения всегда страдали бедностью музыкального оформления. В ПиВИЧ’е имеется около 20 треков — эдакие современные ремейки популярных пролетарских песен. Конечно, есть музыка и других жанров — джаз, китайские напевы и даже супер-хитовая песня Петьки и Василия Иваныча, звучащая в конце игры (детям до 16 слушать только в присутствии родителей!). Мелодии ПиВИЧ’а являются лучшим саундтреком среди российских игр на сегодняшний день. Точка. Если вы сами хотите в этом убедиться — зайдите в раздел “Музыка из компьютерных игр” на нашем сайте.
Озвучка совсем не отстает от музыки. Количество диалогов персонажей настолько велико, а качество их столь высоко, что и тут я должен поставить ПиВИЧ’у высшую оценку. Все-таки на “Союзмультфильме” (именно тамошними специалистами надиктовывались и записывались диалоги) работают явно не люди с улицы. Что касается простого шумового фона, то и тут звуковики не промахнулись — пение птичек в лесу, гомон в баре публичного дома и прочее — все соответствует пятизвездочному уровню исполнения. Вам уже кажется, что меня купили? Слишком много хвалебных речей? Отнюдь — идеальных игр не бывает, поэтому пришла пора поговорить о недостатках ПиВИЧ’а.
Ложка дегтя
Игра занимает 3 диска. И по этому параметру ПиВИЧ опять переплевывает все остальные произведения наших тружеников российского игропроизводства. Но это отнюдь не является ее достоинством. В игре практически не используется сжатие данных, хотя оно явно пошло бы на пользу, и при некотором желании можно было бы уменьшить количество дисков до двух, тем самым снизив себестоимость. Будем надеяться, что у компании Бука были веские причины не делать таковую компрессию.
Но три диска — это полбеды. Игра при инсталляции требует более 400 мегабайт на диске — никаких иных вариантов не предлагается. Согласитесь, морально это довольно тяжело - держать на своем винчестере такую махину. Конечно, у многих дома теперь стоят многогигабайтные монстры, а что делать людям, стесненным в средствах и которые не могут позволить себе освободить эти часто не лишние 400 мегов? Так что отнесем этот ход на счет разработчиков — не все же им благодарности получать :)
Глобальных глюков в игре не замечено. Разве что иногда раздражает недоработанность управления — например, было бы логично сделать в инвентарии “руку” действием по умолчанию. Но, в принципе, это все мелочи и они не портят впечатления от игры.
Петька, давай!
Что в конце? Я могу констатировать появление на свет лучшей российской приключенческой игры этого года. Да не обидятся на меня другие компании... ПиВИЧ станет хитом для всех любителей квестов, которых достали убогие переводы пиратских контор, которые похабят лучшие западные адвенчуры. Родной юмор, водовка, песни и пляски + любовь к здоровому стебу — все это сочетается в золотой пропорции и даже легкая склонность к пошлости и садомазохизму (пардон) идет игре только на пользу. Я рад, что компания Бука решила выпустить игру по смешной цене в 100 с лишним рублей — для такого обширного (все всех смыслах) продукта это практически бесплатно. На прилавках магазинов и на рынках игра появится через неделю-две. Так что, если вы решили устроить себе игровой праздник, то отложите в заначку свой кровный стольник и ждите явления Петьки и Василия Ивановича. Надо ведь помочь им спасти Галактику!