- Главная/
- Игры/
- Тарас Бульба. Запорожская сечь/
- Рецензия
«Лицензионные» поделки сегодня лепят по всему подряд: детективам Дарьи Донцовой, хулиганским флэш-мультикам про Масяню, клонам ГарриПоттера и нежданным возвращениям мушкетеров. На экранизацию знаменитой повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», снятую Владимиром Бортко, накинулись сразу два издательства. «Руссобит-М» договорился с «Централ партнершип» и анонсировал официальную «игру по фильму». Хитрая «Акелла» правообладателям не платила, а тихой сапой готовила «не имеющий никакого отношения к кино» проект по книге.
Если не присматриваться к логотипам, перепутать «Тарасов» проще простого. Эта статья — о слэшере от «Акеллы» и IceHill. RPG от «Руссобита-М» и Burut CT, опознать которую можно по половине лица Богдана Ступки на обложке, мы посвятили отдельную рецензию.
Le retour des cosaques
Студия IceHill, основанная выходцами из Targem Games, вряд ли когда-нибудь догонит «старшего брата». Сколько журналистов по ресторанам ни води, горькую истину не скроешь — на фоне «Империи превыше всего» и «Возвращения мушкетеров» слабейшие образцы творчества Targem, вроде «Дневного дозора» и «Симбионта», держатся молодцом. Порвать порочный круг «треш-копейки-треш» сложно, но реально. Вот только амбициозных задач, похоже, никто не ставил. По сути, уральский «Бульба» — то же самое «ВМ», еще раз прокрученное через мясорубку.
Вопреки названию, главным героем стал не Тарас, а его сын Остап. Тех, кто не прогуливал уроки литературы и знает об участи юноши, наверняка удивит такой шаг. Чтобы игра не получилась совсем куцей, авторам пришлось растянуть вступление: прежде чем поехать в Польшу, «защитники православия» муторно обороняют свои земли от татар, смахивающих на взбесившихся индейцев. К середине повествования умирающий босс-доходяга расскажет им, что набеги проплатили коварные «ляхи», и последует неотвратимое возмездие. Помимо этого сюжетного огрызка, фантазии хватило лишь на цитаты из первоисточника и вариации воплей «Канальи!» и «Тысяча чертей!».
«Запорожская сечь» заслуживает позорного звания «сопутствующего товара» гораздо больше «киношного» «Бульбы» от Burut CT. Подобная бездушная штамповка заполонила рынок в эпоху PlayStation 2 и не спешит покидать его. Ее рецепт элементарен: нарисовать несколько ярких сцен-приманок для фанатов, а промежутки между ними напичкать любым мусором, будь то прыжки по «платформам» или уничтожение сотен тупых врагов. Шаблон укоренился так прочно, что «консольность» в худших ее проявлениях поражает даже ориентированные строго на PC проекты.
Ягоды в ягодицах
Львиную долю претензий к «Возвращению мушкетеров» можно предъявить и «Запорожской сечи». Пока Остап бегает по тесным уровням и громит армию близнецов, игрок воюет с неторопливым движком. Когда очередные «тормоза» погубят героя, вас отбросит к ближайшему «чекпойнту», поскольку нормальных сохранений тут нет. Причины припадков непонятны: графику «Сечи» впору показывать в разделе «Ретро», а в кадре обычно появляются всего 5-7 недругов.
Зато крошить их интереснее, чем в «Мушкетерах» — дизайнеры IceHill догадались скопировать концепцию Devil May Cry. Теперь вместо безмозглой долбежки надо бить противников незамысловатыми комбинациями, поочередно нажимая кнопки мыши. По мере прохождения навыки Остапа растут: он учится стрелять из пистолета, замедлять время, выдерживать больше ранений. Камера, подвешенная на высоте крыш, дает широкий обзор, хотя порой выбирает неудобные ракурсы. В общем-то, привычные вещи уже лет так десять. Однако адекватные решения этих разработчиков радуют не меньше скороговорки, произнесенной заикой.
Но, конечно, перенять идеи недостаточно — еще нужен талант и много ресурсов. Взяться таким богатствам неоткуда, поэтому на «Сечь» нельзя смотреть без слез. Тех, кто переживет нищенское оформление бонусов, выпадающих из врагов (см. скриншот), добьют знакомые по «ВМ» города — локации, напоминающие карту cs_italy из Counter-Strike, вдруг стали не «французскими», а «польскими». К счастью, унылыми подземельями тут не травят, их заменили однотипные украинские хутора.
Попытки за счет разнообразия вытащить игру из болота выглядят убого — без QTE «оттолкни телегу» («сними путы с пленника», «вышиби дверь») или конных погонь она ничего бы не потеряла. «Возвращение мушкетеров» можно было пройти в поисках секретов, открывающих доступ к фотографиям со съемочной площадки. Здесь нет даже этой мелочи.
* * *
Хотя «Запорожская сечь» чуть менее отвратительна, чем предыдущая поделка IceHill, каждая минута, проведенная за ней, — бессмысленная трата времени.
P.S. Судя по записи в блог-ленте dtf.ru, разработчики вот-вот попробуют себя в «казуалках». Секретарши, берегитесь треша!