Светлая тема

Рецензия на игру Громада

Ой, Бли-иин... Вот гады, а?! Сволочи! Изуверы поганые! Стервоточины глючные! Пропустите меня! Дайте мне волю! Хочу в пампасы, подальше от Громады! Хочу, хочу, хочу… Но нельзя. Добро пожаловать в бездну, любезный читатель.

Свинство натуральное

Сюжет Громады ужасен. Но вовсе не в том смысле, что ужас проникает в самые потаенные уголки вашей души, заставляя содрогаться тело, и запуская по спине леденящие мурашки. Если бы! Но, к сожалению, все значительно проще. Предыстория игры не просто банальна, она бредова. Я перескажу вкратце: жил-был ученый, делал супер-танк “Кассандру”, которая должна была стать лучшим оружием человечества; была у ученого ассистентка, которая впоследствии оказалась киборгом и непонятно зачем взорвала “Кассандру” (не иначе как взыграла ревность); потом внезапно танк восстановился, киборгиня смоталась куда-то, а наш герой гусеницами и пушками решил восстановить справедливость на планете Громада, которая уже черт-те сколько лет была полигоном для тестирования новых видов оружия. Ни в начале, ни в конце игры вы не сможете узнать, зачем Анна-киборг таки разнесла эту самую злополучную “Кассандру”. Лично меня концовка игры вообще оставила в состоянии глубочайшего шока. Впрочем, ждет он и вас. А покамест ну его, сюжет этот. Не него же ради засели мы за аркаду, которой, в сущности, и является рассматриваемая сейчас Громада...

Что делать?

Академический вопрос, поставленный еще дядей Чернышевским, вот уже больше века волнует не только коммунистов-анархистов (не удивляйтесь, были и такие), но и всех прочих любителей поиграть, не прививших себе, однако, любви подолгу разбираться во вновь приобретенном развлечении. Как было верно подмечено небезызвестным драматургом, нам бы шашку, да коня... Любители этих нехитрых атрибутов горячих парней могут ликовать. Ведь Громада рассчитывалась именно на них. В игре все незатейливо, как в спичечном коробке — у вас есть танк, у танка есть гусеницы и колеса, на них он катается по земле или летает над ней с помощью воздушной подушки. Еще у танка имеется разное вооружение (пулеметы, ракетные установки и прочие лазеры-мазеры), с помощью которого он выносит с Громады сотни и тысячи вражеских боевых единиц (тут вам летающие, ползающие и стационарные вражины — всех не перечислишь), сея разумное, доброе, а посему и вечное. К тому же, между миссиями играющие могут любовно апгрейдить свою "Кассандру", ставя на нее добытые в бою "игрушки взрослых мужчин". Между миссиями же и сохраняемся. "Что поделаешь, аркада...", - виновато оправдываются разработчики. Передвигаться по Громаде придется учиться - одновременно возить мышой по столу и до боли в пальцах вгонять несчастные клавиши "курсоров" в тело кейборды могут или заядлые аркадники или такие же квакеры. Но только так можно выжить на этой чертовой планете - быстро управляться башней танка можно только с помощью мыши, а быстро убегать от врагов сподручнее с клавиатуры.

Желторотым не соваться!

Тяжело в учении — легко в бою. Но мы не ищем легких путей. Растирать свои/чужие сопли по поводу непроходимости игр могут только маленькие заварочные чайнички, фаянсовые слоники, да маменькины сынки, не видевшие в жизни ничего более внушительного, чем доморощенные прелести Лары Крофт. Громада не для таких — это сложная игра. Но не просто сложная, а очень сложная. Особенно на последних уровнях — весьма и весьма... Даже ультрамодный и сверхнавороченный Expendable — легкая прогулка по сравнению с Громадой. Учтите это, несчастные птенчики, привыкшие к дрожанию джойстика (force-feedback joystick) — здесь вам не тут, а посему суровые испытания заставят ваши ручонки дрожать самостоятельно!

Тюменское чудо

Приятно сознавать, что талантливые российские гейм-мейкеры обитают не только в столице нашей родины. Студия “Громада, Inc”, собственно и изготовившая игру для Буки, родом из Тюмени (есть такой далекий город и вы его знаете). Даже и не знаю, под влиянием каких тюменских городских достопримечательностей программисты ваяли свою Громаду, но с самых первых секунд знакомства с ней я был поражен до самой глубины своей мертвой души. Поверьте, ТАКОЙ красоты в плоских аркадах мне не доводилось видел ни разу. А ведь после динамизма мы ждем от любой аркады именно радости от созерцания ее изящных красот. Так что заявляю ответственно — на мой искушенный взгляд, выжать бОльшее из спрайтовой технологии просто невозможно. В едином порыве, сменяя одно другим, на экране бешеной чередой проносятся глазораздирающие зрелища. Все двигается, взрывается, разлетается на куски, падает с неба, превращается в пыль и исчезает в никуда. Считать все терраморфинги, экспложены и шуты — даже пальцев на руках не хватит. Да и стоит ли? Все красиво и без лишних подсчетов. Причем даже очень.

Некоторые проводят параллель между Громадой и Вангерами, которых также издавала Бука. Однако, in my not so humlbe opinion, эта параллель совершенно некорректна. Движки разные, палитры разные, цели и подавно.. Да вообще все разное, а тем, кто с этим не согласен, я хочу порекомендовать обратиться к окулисту — он поможет. Гмда, о чем это я? Ах да, о графике. 16 bit, то бишь 65.000 цветов радуют глаз по самое не хочу. Причем игровое разрешение можно выбрать в диапазоне от 640x480 до 1024x768 (последний режим, правда, не документирован, в силу чего несколько глючит). Причем что ни выбирай — все двигается довольно плавно. Сразу видно, что разработчики не пожалели спрайтов ни на героический танк, ни на врагов, ни на окружающий пейзаж. Так что от открывающихся взгляду красот можно только охать и ахать. Словом, награду “Самая красивая российская аркада” Громада заслуживает по праву. Жаль лишь, что даже лучшие скриншоты не могут передать всей той динамики, в которую погружается играющий — как оказалось, спрайты могут рулить и в 1999 году, если правильно подходить к движку игры.

Звуки Му

Неподдельно радует и "громадный" саундтрек. Музыка, конечно, синтезаторная, без натуральных гитарных рифов и прочих отзвуков live-sound’а. Однако сами мотивы в техно-стиле, за редким исключением, вполне соответствуют духу игры. Что до звука, то он, как и следовало ожидать, весь из себя такой стерео-престерео. Вот так подъезжает танк к правой кромке экрана — звук передвигается вправо, налево правит гусеницы — и звук туда же. Все честно, без всяких Dolby и 3D.

Сами охи-ахи для аркады стандартны, но о принадлежности их к популярным sound-библиотекам я утверждать не берусь. Что мне не понравилось — так это малое количество звуковых каналов, используемых в игре. Иногда просто не слышно взрывов, потому что тарахтит скорострельная пушка на башне “Кассандры”. Ну да это мелочь.

Мульти-пульти

ВГромаде есть мультиплеер, что совершенно для такого жанра не характерно. Но здесь он напомнил мне провалившийся когда-то Command & Conquer: Sole Survivor. Ну не приспособлены подобные мне-сверху-видно-все-аркады под нескольких игроков. И никто с этим ничего не может поделать. Да и нужно ли? Привычка народных масс — дело страшное и практически неподъемное. Впрочем, кто знает, что будет завтра... Как говаривал Бернард Шоу, традиция — это то, что отмирает.

Разумный танк — разумный выбор

Игра стоит свеч — не геморройных, конечно, но и не заупокойных. Она просто стоит. У меня на полке и 75-100 рублей в розницу. Бука вновь пошла своим, уже частично проторенным ПиВИЧ'ем и третьими Героями путем, когда лицензионные по сути, и пиратские по цене, игры становятся доступными широкой части геймерского люда. Честь и хвала тебе, о Бука, за то, что даже такие красивые и забавные игры мы можем покупать по вполне смешным ценам. Ну да я не о том. Лично меня Громада порадовала. Всяческие претензии настолько скупы и малы, что высказывать их в нашем обзоре просто смешно. Мой вердикт прост — любителям аркад брать обязательно (предварительно скачав и посмотрев демо-версию, дабы не обвинять меня потом в платной рекламе :); не любителям — брать для того, чтобы было чем заниматься на работе; всем остальным можно сходить погулять, подышать воздухом, устать немного и потом вновь прочитать обзор, зафанатеть и поступить согласно пункту “фанаты аркад”. Намек ясен? Ну тогда adios, amigos. И да пребудет с вами Громада (ой, плохо на меня подействовал просмотр первого эпизода Звездных Войн...)