Светлая тема

Рецензия на игру Двенадцать стульев

На днях в продажу поступил ценный гарнитур, из которого нас с вами, дорогие читатели, интересует вовсе не гобелен Пастушка , не ковры текинские и хоросанские, и даже не стол круглый, а стулья работы мастера Гамбса, числом 12. На презентации его несколько обозревателей, людей совершенно разных по возрасту, семейному положению, местожительству и вероисповеданию, не сговариваясь, написали в своих блокнотах: Лед тронулся! . Подумав, некоторые из них дополнили первую фразу: "Господа присяжные заседатели!". Еще немного подумав, часть корреспондентов вычеркнула ее обратно. Как бы то ни было, с этого момента в данной рецензии, как любил говаривать сын турецкоподданного, командовать парадом буду я.

Парад

Начнем с литературной основы. Скрупулезно, до буквы перенесенные из книги в игру основные диалоги, дописанные талантливыми сценаристами, создают ту самую неповторимую атмосферу России первой трети двадцатого столетия, известную по произведениям Ильфа и Петрова. И если с текстом, не утратившим своей актуальности и по сей день, все ясно, то на дополнениях, на мой взгляд, стоит задержаться. Ведь именно они, искусственно вплетенные в ткань игрового повествования, наглядно показывают уровень разработчиков. Высокий уровень - авторы наконец-то оторвались от своих бесконечных петек, поручиков ржевских и иже с ними, сумев доказать, что могут делать действительно веселые и непошлые квесты. Почти каждая фраза вызывает у игроков, не обделенных чувством юмора, приступ заразительного смеха. Например, реплика разгневанного начальника ЗАГСа, распекающего Кису Воробьянинова за опоздание: "…Знаете, как дорога каждая минута шахтеру, сидящему в забое, или нефтянику, сидящему в скважине!", или комментарий увидевшего какой-то ненужный предмет великого комбинатора: "Узнаю изделие советской промышленности: дерзко, вычурно и бесполезно".

Великолепно играют актеры. Им удалось сотворить почти невозможное: Остап похож манерами на героя Андрея Миронова, а Ипполит Матвеевич Воробьянинов по голосу - вылитый Анатолий Папанов. Актерский состав подобран с умом, персонажи - объемные, тщательно выписанные характеры. Правда, в озвучке встречаются небольшие ляпы; пару-тройку раз я уловил неправильную интонацию в речи главных действующих лиц, но на общем фоне такая мелочь вовсе не портит впечатления от игры. А вот графическая часть... Нет, рисовать в "Сатурн-плюс" умеют, и даже очень неплохо, просто движок слишком… неказист, что ли?

Визуально "Двенадцать стульев" остались на том же уровне, что и предыдущие проекты коллектива - "ПиВИЧ 3" и "Агент: Особое задание". С одной стороны, это плюс, потому как художники в упомянутых проектах потрудились на славу (вы посмотрите, как изображен быт страны конца постреволюционных/бюрократических двадцатых годов!). С другой, - анимация не является самым сильным местом движка. Внешне "Двенадцать стульев"… скажем так, не Runaway. И если в диалогах все выглядит более-менее пристойно, то вид персонажей, медленно ковыляющих из глубины экрана, пока масштабируются их фигурки, может вогнать в тоску кого угодно. К сожалению, аналогичным недугом страдают практически все отечественные "мультяшные" квесты последних трех лет.

Настораживает входящий в комплект поставки солюшен. Видимо, создатели сильно сомневались в способности игроков пройти "Двенадцать стульев" самостоятельно. Впрочем, обошлось, - загадки в большинстве своем вполне логичны и мало чем отличаются по стилю от третьего "ПиВИЧа". К тому же сюжет прямолинеен, как рельсы Байкало-Амурской магистрали, - заблудиться практически невозможно.

* * *

Итак, пробный шар, запущенный компаниями "Бука" и "Сатурн-плюс", достиг своей цели, - если как квест игра кому-то не понравится, то уж наверняка она сойдет за некий комикс по мотивам "Двенадцати стульев". Для отвыкших от чтения юных пользователей. Зная любовь "Буки" к сериалам, можно предположить, что рано или поздно появится продолжение - "Золотой теленок". И правильно - домашняя библиотека должна время от времени пополняться.

P.S. Личная просьба: пожалуйста, не надо трехмерности; лучше сделайте хороший двумерный мультипликационный движок. Все-таки содержание как-то оторвалось от формы.

P.P.S. В ближайшем будущем нас ожидает знакомство с еще одними "Двенадцатью стульями", работа над которыми кипит в "МедиаХаузе". Окажутся ли они настоящими или же это будет всего лишь гарнитур генеральши Поповой?