Светлая тема

Рецензия на игру Петька 6: Новая реальность

Вот исключительно из чувства противоречия выбил
бы лампочку… Но это чувство — не наше чувство!
Петька о тщете сиквелов

Going and going and going…

Как и ожидалось, «конец игры», обещанный в пятом «Петьке», оказался фикцией. Оно и понятно: кто в здравом рассудке добровольно распрощается с золотой жилкой, ежегодно приносящей стабильный доход? Куда проще, объединив все части в один DVD-сборник (и наградив его на прощание постыдной ошибкой), объявить о запуске совершенно новой серии — с теми же героями, но в 3D. Еще на одну трилогию точно потянет. Пример «Пилотов», тихо почивших под трехмерным забором, вряд ли умерил издательский пыл, однако от опрометчивых заявлений «Бука» пока воздерживается.

Балом по-прежнему правит «Сатурн-плюс», за последнюю пятилетку успевшая набить руку на производстве исконно русских адвенчур. Возможно, поэтому «Новая реальность», несмотря на жутковатую предшественницу, смотрится не дешевым довеском к изъезженной теме, а вполне самостоятельной работой. Более того, знакомые фигуры тут явно лишние: замени их Пашкой, Алкой да Мамаем, никто и не заподозрил бы. О былом напоминают характерные голоса (Пожаров и Линников как всегда на высоте) да узнаваемая внешность именитой парочки. Остальное к делам революции внятного отношения не имеет.

И треснул мир напополам

Нас встречает одна большая, всепоглощающая пародия на известный бестселлер/блокбастер, от которого уже в глазах рябит. «Ночной дозор» неотступно преследует друзей на протяжении всего пути, от странноватой завязки до размытого финала. Неловко сбитый сюжетец вращается вокруг естественного желания красноармейцев хлебнуть пивка, а навешенный ярлык оправдывает только удачная (с точки зрения сценаристов) аналогия между пенистым напитком и именем Светлого мага. Все! Блуждания по абстрактному миру, бесконечные разговоры о Сумраке, общение с враждующими сторонами и возня с очевидными параллелями не делают «Сатурну» чести.

Впрочем, отборная «лукьяновщина» нередко перемежается отсылками помельче. Охват довольно широк: советский фольклор, популярные книги и фильмы, а также веяния нынешней культуры. Очень часто нам тычут в лицо прямыми цитатами (порой даже прибегая к модным ныне источникам вроде КВН) или скопированными под кальку персонажами: Йодой или Чебурашкой. Увы, ювелирный подход к передразниванию, присущий мастерам жанра — Рону Гилберту (Ron Gilbert), Элу Лоуи (Al Lowe), Бобу Бэйтсу (Bob Bates), чужд отечественным разработчикам. Лишь время от времени проскальзывает фраза или отдельный монолог, невольно вызывающие смех и, как правило, связанные с собственными находками сатурновцев или с нестандартными реверансами. Озлобленный комдив, обвиняющий честного Петьку в измене; жалкие ухаживания ординарца за объемистой медсестрой; беседа с мумифицированным водопроводчиком — после таких сценок хочется любить эту наивную и самоуверенную игру.

Правильно мыслишь, Петр

Чем можно обогатить столь упадническое повествование? Верно, хорошей мозголомной начинкой. Стремление авторов придумать нетипичные для серии ходы заслуживает похвалы. Избитые задачки на манипуляции с инвентарем сильно разбавлены — игрокам предлагают поупражняться в словесности (в кои-то веки появились ветвящиеся диалоги), поразмыслить над встроенными пазлами и наконец-то ощутить настоящий командный дух. Выражается это не просто в воссоединении троицы ближе к финалу, но и в попытке воспользоваться преимуществами слаженных действий. Конечно, до Gobliiins революционерам далеко, и все «растроение» ограничилось рядом отвлекающих маневров, но у обычного предметного «квеста» запросы небольшие. В любом случае, биться головой о клавиатуру вы не будете.

Свет в конце тоннеля

Немалое оживление в игру привнесло и вновь открытое измерение. Трехмерные ролики, перекочевавшие из «Петьки 5», редки, но выглядят симпатично и в некоторой степени кинематографично, а вот пререндеренные фоны — когда как (от впечатляющих сцен пригородного пустыря до облупленных стен тюрьмы). Локации стали неповторимыми, компактными и даже уютными. Их интересно исследовать, прохаживаясь сначала в одном обличье, затем в другом, наблюдая за сменой дня и ночи, а попутно и обстановки. Рискованная идея, на удивление справно работающая, несмотря на глуповатые комментарии, отпускаемые по делу и без.

Главная достопримечательность — раздувшиеся модельки. Неказистость они стараются компенсировать букетом движений и потешных гэгов, охотно крутя суставами, бегая, танцуя и катаясь друг на друге. Подобной свободы самовыражения мы давно не знали, хотя умелая аниматорская рука коснулась отнюдь не всех. Наибольшего внимания по традиции удостоились виновники торжества, так что отдельные личности (типа мерно качающегося из стороны в сторону Гессера, которому, признаться, вообще не везет) зачастую мозолят глаз. Ну да не Гессером единым.

* * *

При должном усердии разработчики — если бы отказались от ПиВИЧ-тематики и отважились на что-то свое, оригинальное — могли бы добиться многого. Пока у них получилась слабая, но уже амбициозная попытка выпустить осовремененную адвенчуру для массового потребителя.