В далеком призрачном детстве мне довелось поиграть в «русский народный Warcraft». Его ключевыми особенностями (как тогда казалось) были охота на медведей и строительство жалкого частокола. По нынешним меркам — мелочи, недостойные упоминания, но в ту «мохнатую» эпоху — модные и передовые «фичи».
К сожалению, не все коллективы с просторов бывшего СССР повышают квалификацию. Осматривая опытным взглядом последнее творение студии Antitank (в «девичестве» — 7th Bit Labs), я чувствую, что прогресс повернул вспять. Нищая графика, нарочито примитивный геймплей, шаблонные приемы… Лишь хрестоматийный лик великого команданте на диске не позволяет впасть в депрессию.
Плоская революция
Нас почему-то не стали пугать обширными историческими справками, а сразу выложили на стол пачку почти не связанных между собой заданий — захват принадлежащей официальному правительству военной базы, взрыв железнодорожного моста и прочее в том же духе. Специфика гражданской войны на Кубе не уместилась в жесткие рамки игровых правил. Написанный добротным литературным языком брифинг мог бы добавить атмосферы, но — увы. Причем отсутствует не только язык, но и сам брифинг. В начале миссии выскакивает малюсенькое окошко, в двух словах сообщающее, что именно нужно сделать. Не прочитал — извини.
Рубить елки и на скорую руку конструировать казармы нельзя. Армия повстанцев бродит по лесам и набирает пополнение в стенающих под пятой диктатора Батисты деревушках. Схема проста. Наш герой заходит в поселение, и там появляются дополнительные бойцы. Или не появляются. Лояльность, уровень развития населенного пункта, мини-квесты от старейшины — на тонкости не хватило времени, денег и фантазии. Разработчикам стоило бы, в порядке обмена опытом, изучить «Магию войны», где управлять ни от кого не зависящим и потому бездомным отрядом было значительно веселее. Глобальной стратегической части, кстати, тоже нет. Взял задание, пострелял, прыгнул на следующую карту — и так до финальных титров.
Тактика упирается в набор юнитов. Помимо товарища Че (который заодно врачует раны братьев по оружию), в распоряжении игрока находятся штурмовики, пулеметчики, снайперы, медики, минометчики, саперы и техники. Лобовая атака редко себя оправдывает. Недругов много, а стреляют они не хуже хороших парней. Компенсировать перевес в живой силе помогает приказ «лечь/встать» (валяющиеся в грязи солдаты получают бонус к броне) и вечно актуальный метод «не боимся никого, семеро на одного». Праздник осложняют минные поля. Вывод? Пускать вперед саперов и часто сохраняться. Тем более что в случае смерти главного действующего лица игра заканчивается.
Тяжелую артиллерию заменяют трофейный миномет и снайперская винтовка. «Ворошиловский стрелок» целится долго, зато проповедует принцип «одна пуля — один труп». Точность же «мортиры» невысока, боеприпасов мало, а вот осколки разлетаются на несколько метров.
Технический персонал — уникальные ребята, способные превратить поражение в победу. Наравне с красавцем Че Геварой, каждый из них может в одиночку управиться со здоровенной гаубицей, бестолковым грузовичком или толстомордым танком. Подводишь человечка к «бесхозному» гусеничному монстру — и дело в шляпе. Авторы решили не утомлять игроков переносом ТТХ реально существовавших моделей. Никаких названий. В мире игры танк — это «танк», а пушка — это «пушка». Никто ведь не знает, что за техника была у кубинской армии в 50-х годах прошлого столетия, правда?
Вражеский AI явно играет на нашей стороне. В Commandos часовой, наткнувшись на бездыханное тело сослуживца, поднимал на ноги всю округу. На острове Свободы все иначе. Прилетевший из леса заряд миномета никого не удивляет. Подумаешь, кому-то голову оторвало! Поэтому бастионы сдаются не умелым, а терпеливым. Не суетитесь, налейте чашечку крепкого чая с молоком и, засучив рукава, начинайте кровавую зачистку.
Не забыли гейм-дизайнеры и о возможности забегать в дома. Уровень защиты увеличивается незначительно, но чего ждать от развалюхи с полусгнившей соломенной крышей? Если противников больше, чем вы можете выдержать, лучше отступить и спокойно подлечиться, не уповая на прочность убежища.
Графика окончательно добивает игру. Дело не в жуткой спрайтовой растительности или крошечных фигурках, сливающихся с ядовито-зеленой травой. Анимация — вот настоящий бич кубинской революции. Не так давно я возмущался дергаными движениями остолопов из Rising Kingdoms. Похоже, пришла пора взять свои слова обратно. Человека, который видел, как разворачивается местный танк, уже ничем не напугаешь.
Статистика выполненных миссий (стандарт для RTS со времен Dune 2), разумеется, тоже отдыхает. Компьютер ни за что не расскажет, сколько народа мы погубили во имя светлого будущего, не пожмет мозолистую рабоче-крестьянскую руку и не наградит блестящим орденом. Обидно.
No pasaran!
Плохо, очень плохо. После «В тылу врага» и Codename: Panzers, Phase Two смотреть на такое противно. Копеечный бюджет просвечивает во всем, от звука выстрелов до убогого расползающегося шрифта в информационных окошках. Признаюсь, задумка — стратегия про самого знаменитого революционера на планете — выглядела оригинально и привлекательно. Но ее реализация ужасна, как новогодний питерский дождик.
P.S. Что парадоксально, игра таки умудрилась снискать определенную популярность. Невнятные кубинские похождения — это еще не конец. Впереди нас ждут небывалые приключения в солнечной Боливии!