Светлая тема

Рецензия на игру Гангстер

Уголовная романтика — тема, привлекающая разработчиков с момента зарождения индустрии компьютерных игр. Еще бы — никаких концептуальных идей не требуется; сюжет про папу, расстрелянного 20 лет назад в итальянском ресторане, следует признать каноническим, а потому никаких умственных упражнений тоже не понадобится. Дело только за художниками и программистами. А меж тем, брендов, претендующих на роль авторитетных, всего два — серия Grand Theft Auto и Mafia.

В этом ряду могла оказаться и забытая Gangsters, отпугнувшая широкие массы суровым геймплеем, да и Gangsters 2 забывать не стоит.

Наверное, судьба Gangland будет такой же.

Куда приводят мечты

Вечная любовь, как известно, длится ровно три месяца, а очарование от Gangland — 7-8 миссий. Именно столько подходов к упражнениям по нечестному отъему денег у населения вызывают интерес. Затем он сменяется полным нежеланием в очередной раз выполнять заученные наизусть действия по сколачиванию финансовой империи и проводить карательные операции.

Отсрочкой приговора отчасти является то, что авторы решили выстроить историю становления персонажа в подробностях, ведь начинать игру, будучи матерым папой, опасно — может развиться мания величия. В масштабах игры (а это — RTS) подобные сюжетные реверансы смотрятся достаточно выигрышно: тыкать курсором в церковь для вступления в брак — что-то из разряда The Sims. В Gangland приходится начинать в должности бригадира — лично трясти, орудуя Diablo-подобным кликом, лавочников и проституток, сеять страх и панику в рядах владельцев автосервисов и укрощать конкурентов. При этом никаких денег вы не увидите.

Но лучшие побуждения сотрудники MediaMobsters придушили еще в младенчестве — денег никогда не бывает мало, потому что их просто не на что тратить. Шах и мат финансовой системе Gangland следует ставить с того момента, когда игроку предоставляется возможность образовать собственный клан. Для игры, где деньги, в общем-то, являются высшим смыслом, подобный подход смертелен.

А вот боеприпасов, которые поставляются из оружейных магазинов, действительно не хватает. Выручают лишь случайные знакомые, иногда звонящие в офис с предложением продать сотню-другую патронов. С трудом представляю себе картину: люди, имеющие весомую долю в оружейном магазине, терпеливо ждут, пока коллеги пополнят склад минутной нормой боеприпасов. Хорошо хоть не по карточкам.

Будни

Постоянный дефицит, как может показаться, создан для того, чтобы заставить игрока больше мыслить на тактическом уровне, а не полагаться на полные закрома, поливая окрестности огнем. В принципе, это так, если не брать в расчет постоянно растущее число вражеских кланов.

У MediaMobsters (Gangland — их первый проект), очевидно, не нашлось других идей, способных придать игре сложность и разнообразие. Если врагов больше пяти, тактику можно отбросить в сторону; постоянный отлов мелких групп, глубоко в ваших тылах фарширующих свинцом владельцев подконтрольных магазинчиков и забегаловок, превращается в основное занятие. Трудно сказать, почему авторы не захотели перенять наработки Gangsters 2, где к каждому заведению была приставлена внештатная охрана; ведь распыление ядра клана по второстепенным объектам мешает при необходимости сконцентрировать силы (например, если главный офис подвергся нападению).

Но самое неприятное — пассивность ИИ. Братва с дубинами может безучастно наблюдать расстрел подзащитного магазина со всеми обитателями. Кстати, парадокс: команда «защищать» есть, но такой привилегией менеджеры магазинов почему-то не обладают. Поэтому смертность в торговле и сфере услуг практически стопроцентная.

Со временем на полях сражений воцаряется полный хаос. Чтобы хоть как-то справляться с потоком происходящих событий, каждой руке нужна отдельная мышка. Разборки с конкурентами вытесняют и без того скудный набор хозяйственных дел, выпадающих на долю игрока. Хотя мирные занятия наверняка были бы интереснее, чем щелканье мышкой по подворотням. Кажется бессмысленным утруждать себя продажей виски и запчастей со склада, поскольку это лишь создает новые трудности.

К разряду нелепых задумок стоит отнести и полицейских. По злой иронии судьбы их участок всегда находится рядом с вашим офисом. И плохо даже не то, что частенько приходится иметь дело с начальством, берущим борзых щенков и фаршированных монетами гусей. Просто, открыв ответную стрельбу по агрессорам, пытающимся влезть в ваш уютный дом, вы становитесь объектом пристального внимания компетентных органов, подло отстреливающих в темных переулках курьеров и отдельных представителей клана. Вот она — высшая полицейская доблесть.

А конкуренты с такими неприятностями не сталкиваются. Конечно, представители полиции не делают исключения для вооруженных людей, но жить-то рядом с ними именно вам.

Ложка грязного меда

Стараясь разнообразить жизнь игрока, разработчики (они, конечно же, догадывались, что со временем играть станет смертельно скучно) вспомнили про ролевые элементы, персонажей и транспорт.

Элементы RPG, как и должно быть в стратегической игре, примитивны: ширятся уголовные рожи, растет выносливость, меткость и дальность стрельбы. Натренированная команда, разумеется, предпочтительнее, чем новички, подобранные в ближайшем баре. Потеря выросшего в уличных потасовках братка — трагедия, новый вырастает в профессионала довольно долго, а за это время много чего может приключиться.

Впрочем, у персонажей даже есть какая-то специализация. Вот тут начинается сущий абсурд. Нечто в костюме ниндзя. Знакомая по фильму «Big Mama's House» толстая чернокожая мамаша с дробовиком. Здоровенные, татуированные с головы до ног бугаи, предпочитающие бейсбольные биты. Тощие пацаны в гавайских рубашках, орудующие парой «томпсонов». Красотки в вечерних платьях, охмуряющие врагов… За такие миниатюры чикагская мафия отправила бы на тот свет весь авторский коллектив.

Смотрится все это отвратительно, никакого стиля. Достаточно вспомнить Mafia, где шляпы и костюмы, где роскошные автомобили и женщины, где заплеванные дворы с бомжами и пафосные драки… Где живой мир, а не злая карикатура на него в духе отморозков из Running With Scissors. Местами Gangland со своими ужимками и кислотным антуражем живо напоминает именно величественный Postal.

А что вы скажете о недругах, заявляющихся на «стрелу», как последние, простите, лохи, на своих костылях? На дорогах, в отличие от обочин, пусто. Транспорт в игру явно был введен наспех. И зачем? Да, из машины можно стрелять, не перезаряжаясь, давить с ее помощью всяких антисоциальных гадов и быстро перемещаться из пункта А в пункт Б (используйте клавишу E, берегите нервы!). Но это в теории.

На практике от личного авто нет никакого проку, хотя, кроме боеприпасов, только на него и можно потратить некоторую сумму. Подумать только, приехать с кортежем на место предполагаемой экзекуции нельзя; управлять разрешено только одной машиной, поэтому приходится подбирать ее под ограниченное количество членов группировки. Грузовик в какой-то степени облегчает жизнь, но из него не дают стрелять во время езды. Нет в жизни счастья. А ведь какие чудесные дуэли на ходу были в Gangsters 2!

Не смешивать!

Боевые действия тоже изрядно опошлены. Получилась обычная тупая свалка, где проще всего подойти вплотную целой группой и безжалостно покрошить оппонентов из имеющегося оружия. Призыв разработчиков использовать укрытия вызывает усмешку. Какой-либо пользы подобные манипуляции не приносят — перестреливаться из-за угла выгодно только в самом начале. Далее сплоченность уголовных масс позволяет раскатывать врагов, атакующих мелкими группами, словно катком. Какая уж тут тактика.

Некоторые ситуации, возникающие в бою, требуют особо крепкого словца. «Friendly fire» отсутствует, и это, с одной стороны, хорошо. Но с другой — не очень здорово, когда группа «бугристых» товарищей весело мутузит весь ваш мафиозный заповедник, а через спину из «томпсонов» им помогают товарищи. При этом рядовые граждане, попавшие в зону поражения исключительно по воле случая, падают на землю замертво. Откуда такая избирательность, спрашивать не хочется.

Первый блин

Можно с уверенностью сказать, что Gangland — лучшая на сегодняшний день RTS «про братков», к тому же обладающая недурной графикой: богатая анимация, правильные тени и неплохие спецэффекты приятно ласкают взор. Хотя этого, конечно, мало. Прискорбно, что именно мне пришлось принимать такое решение. Увы, игра слишком сумбурна. Но Gangland 2 уже заявлена, так что ждем работу над ошибками.