Светлая тема

Рецензия на игру Выборы-2008. Геополитический симулятор

Поклонники глобальных стратегий давно мечтают о качественном проекте, посвященном современной геополитике. Даже такие мастера жанра, как Paradox Interactive, не рискуют занять пустующую нишу.

Самая успешная игра, охватывающая все грани существования государства, — это Victoria: An Empire Under the Sun, однако она моделирует эпоху промышленной революции, с середины XIX по начало XX века. А Hearts of Iron 2 отлично передает дух Второй мировой и зари холодной войны, оставляя за кадром жизнь в тылу.

Дизайнеры Paradox прекрасно понимают, что не смогут объять необъятное. Постиндустриальное общество устроено на порядок сложнее предшественников. Чтобы перенести его на экраны мониторов, недостаточно нарисовать разноцветные карты и вбить в базу данных цифры из справочников. Создавая модель мира на рубеже веков, трудно удержать баланс между глубиной проработки и удобством управления. Некоторые проекты (скажем, SuperPower 2) получаются поверхностными и скучными. Geo-Political Simulator — пример иной крайности. Ее авторы увлеклись гигантизмом.

Кризис перепроизводства

Масштабы Geo-Political Simulator впечатляют, несмотря на то, что статистические сведения кишат ошибками, а названия партий и фамилии их глав — плод фантазии разработчиков. Копаться в зарослях таблиц и графиков интересно, хотя для игры такой объем информации избыточен. На фоне подтянутых произведений Paradox и AGEod «лишний вес» бросается в глаза. Лидер нации определяет бюджет, подписывает торговые соглашения, субсидирует производство, развивает инфраструктуру, формирует правительство, сражается за привязанность электората, участвует в дипломатических беседах, командует спецслужбами и армией… При желании он может переписать законодательство под себя.

Этим же нужно заниматься и в любой другой глобальной стратегии, но здесь царит засилье мелочей. Внизу экрана расположены 11 кнопок министерств, открывающих окна с кипой закладок. За каждой из них скрыты десятки «ползунков». Там, где стоило обойтись регулятором общих затрат на медицину, все разложено по полочкам: на борьбу с раком, СПИДом и генетическими заболеваниями, вакцинацию, гигиену, помощь инвалидам и так далее. Держать в голове столько подробностей — целое испытание. Приходится действовать по наитию, а не принимать взвешенные решения. При этом в Geo-Political Simulator нечего делать без более-менее сносных знаний по экономике и политологии. Вокруг настоящих президентов и премьеров вьются стайки помощников, однако нас не балуют всплывающими подсказками и электронными ассистентами.

В недрах меню спрятано немало любопытных опций (подтасовать результаты голосования, сменить тарифы на патенты и т. п.). Увы, последствия многих поступков ничтожны, или их тяжело предсказать. Гораздо рациональнее подобрать несколько эффективных приемов и забыть обо всех прочих.

Неуместнее всего выглядит система персонажей. Строго говоря, игрок руководит не державой, а ее правителем. К сожалению, возможность лично вести переговоры или собирать компромат на оппонентов — забавная, но совершенно ненужная шелуха. Перегружая и без того сложный проект, она не добавляет ему интересности.

Проблема-2008

В расчете на бесплатную рекламу Geo-Political Simulator выпустили в странах, готовившихся к президентским или парламентским выборам. Вслед за Францией и Испанией игра вышла и у нас. Обложка локализованной версии уверяет, что в «Выборы-2008: Геополитический симулятор» входят кампании, основанные на темах, наиболее актуальных для современной России. По мнению EverSim, отечественных потребителей волнуют третий срок Пу… простите, Ивана Ивановича и новый виток терроризма на Кавказе. В одном из вариантов раскол в правящей партии привел к власти кандидата от оппозиции (теперь он должен найти общий язык с враждебно настроенной Думой).

В остальных сценариях доступна не только Россия. Набор миссий разнообразен: расширить территорию, выиграть выборы в сложной ситуации, принять необходимый закон. Есть и довольно оригинальные поручения — например, завести роман. Правда, едва задав цели, EverSim умыла руки. Помимо природных и техногенных катастроф, в мире почти ничего не происходит. Не спасают даже «случайные события», освещаемые в виртуальной газете. Если не искать неприятности, развязывая захватнические войны и начиная радикальные реформы, неторопливый темп быстро вгонит в сон. Кнопки «промотать день/неделю/месяц» — самая характерная черта интерфейса.

* * *

Громоздкая и неряшливая Geo-Political Simulator пострадала из-за амбиций своих создателей. Впрочем, ее рано списывать со счетов — возможно, спустя пару-тройку серий, приуроченных к очередным выборам, авторы смогут довести ее до ума.