Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Чем знаменит Древний Рим? Ценитель кинематографа помянет «Гладиатора» с неподражаемым Расселом Кроу, историк — походы Юлия Цезаря и «Гражданский кодекс», позаимствованный Наполеоном в качестве базы для нового законодательства Франции. Эстеты искренне восхитятся культурой, впитавшей красоту Греции и Востока, а политики скажут, что под знаком Римской империи развились общественные и государственные формы Западной Европы. Что касается разработчиков из Haemimont Games, то они своеобразно поняли значение слова «glory», засунув его в название своего творения.
Glory of the Roman Empire — очередной градостроительный симулятор, посвященный будням древнеримских поселков городского типа. Сходство с Caesar 3 настолько явно, что волей-неволей вспоминается именитый «старичок» (разумеется, за вычетом более свежей трехмерной графики). Цель — заложить с десяток городков, разбросанных по Европе: от Лондона (Londinium) на севере до Сиракуз на юге и от Толедо до Кельна с запада на восток. В течение кампании их предстоит навещать почти в произвольном порядке, но в новую миссию переходит все, что сделано в предыдущих. Поэтому планирование носит глобальный характер, а ранние ошибки дорого обходятся впоследствии.
Как водится, поначалу в нашем распоряжении несколько жалких хибарок, кучка рабов и, если повезет, пшеничное поле. Забудьте о мировой известности Флоренции или Рима, тут они — обычное захолустье. Весело хрюкают свинки, вместо «транспортных магистралей» — широкие тропы, о военных подвигах никто и не помышляет, а предел мечтаний чумазых подданных — хлеб с мясом на ужин и кусок ткани на тунику.
Ресурсов немного. За питание отвечают полдюжины построек, производящих зерно, мясо, вино и рыбу, лавки мясника и булочника снабжают готовой едой, а для добычи материалов мы загоняем трудяг в леса, шахты и глиняные мастерские. Оливковые рощи и фермы, выращивающие лен, завершают пасторальную картину.
Развитие традиционно: обеспечиваем прирост населения, возводя дома, и повышаем жизненный уровень жителей, улучшая инфраструктуру. Со временем из домиков с соломенными крышами вымахают «casas», «domuses» и верх роскоши — виллы. Процветание начинается с колодцев и алтарей (ощутили ностальгию по «Цезарю»?). В богатых кварталах даже таверны и захудалые магазинчики приобретают элегантный облик.
Привычна и тактика, согласно которой сооружения надо располагать так, чтобы область их влияния оптимально охватила нуждающихся. Планировка и размещение зданий выше всяких похвал; нет жесткой привязки к дорогам, можно строить везде, где есть ровная земля, и основывать автономные поселения на всей карте. Пронырливые аборигены шмыгают меж домами и без проблем находят кратчайшее расстояние между населенными пунктами, сигая напрямую через лес и игнорируя «правильный» окружной путь. Помогает и чрезвычайно удобная внешняя камера, вращаемая под любым углом (под «горячие клавиши» отведена значительная часть клавиатуры, но можно управиться и одной мышью).
На производствах и в сфере услуг вкалывают свободные граждане, перетаскиванием грузов заняты невольники. Последние покупаются исключительно за золото, а продвинутые полководцы получают их из числа пленных. Для рабов следует отстраивать и склады, и жилища для отдыха неподалеку. Измотанные работники собираются в шумные толпы и бегают по улицам, поджигая все, что встретится, включая собственное пристанище.
Застройка реалистична. Сперва мы дожидаемся доставки глины, дерева и т. д., причем один человек тащит на себе 1 единицу сырья. Когда закрома опустеют, он перейдет к добывающей деятельности. Порой неспешное действо раздражает, впрочем, создавая необходимую атмосферу. Желающие могут переключить голосовые и текстовые сообщения на чистую латынь (!). Что до установления приоритетов для отраслей и регулировки товара на продажу и для внутреннего потребления, то сюда это не попало. Разрешено лишь отключать отдельные сооружения.
Настроение туземцев зависит от нескольких факторов. Триумфальная арка, философская академия, храмы, статуи, сады и театры — замечательно, но здоровье дороже. Сытый патриций придет в ярость, не увидев поблизости аптеки или дружественных деревушек, славящихся лекарями. Вид больных впечатлит и закоренелых циников — бедняги надсадно кашляют и горестно вещают о скорой кончине. Если же дела идут хорошо, на свет появляются дети, оживляющие пейзажи. А сорокалетние медленно бродят с палочками, старчески согнувшись и намекая, что они свое уже отпахали.
Дебютные миссии изрядно удивят даже начинающих градоначальников. Каждая из них посвящена возведению… одного типа строений. По сложности весь набор влезает во второе задание в Caesar 3, зато тут предусмотрена полезная кнопка перехода в ускоренный режим. А вот потом на нас обрушиваются две напасти: непрерывно бунтующий народ, каким бы гениальным ни был правитель, и злобные варвары. Северные витязи постепенно становятся очень враждебными. Однако за масштабной войной надо идти в Rome: Total War, ибо в Glory of the Roman Empire — мелкие стычки и войска им под стать.
Армия представлена префектами (хотя их главная задача — защита от пожаров), сторожевыми вышками и казармами, выпускающими 5 видов воинов, от скромных «militamen» до грозных капитанов. Примитивная служба военачальника давно известна ветеранам: отправьте отряд в оборону, и он будет воевать самостоятельно. Приятная новация — нападение на вредных соседей и захват в числе трофеев ценной рабочей силы. Атака также сводится к единственной команде в духе «kill'em all!».
В итоге ближе к занавесу мы получаем вольготно раскинувшееся на большой карте поселение, состоящее из разрозненных районов и рудников у черта на куличках, и между всем этим обязательно оказываются агрессивные северяне. По кварталам проносится народный гнев, полыхают пожары, а на восстановление былого благолепия уходят ресурсы. В таких условиях трогательно выглядит основное поручение: например, отгрохать шикарный Колизей и устроить феерическое представление. Первые шаги изумляют простотой, но к финишу процесс набирает обороты.
Кампания соседствует с комплектом сценариев для свободного развития (только в нем есть выбор уровня сложности) и «challenge mode», позволяющим ознакомиться со следующим этапом прохождения. Зачем к сугубо одиночной игре прикручен онлайновый рейтинг, совершенно непонятно.
О достижениях и катаклизмах извещают всплывающие пиктограммы и советник. Слева размещена информационная панель, содержащая общие экономические сведения. Режим стройки изящен: по щелчку мыши на пустой земле вылезает меню-«цветок» в стиле HoMM 5. Подменю сделаны так же, и добраться до нужного пункта легко. В то же время целый ряд операций требует поиска определенного здания. Для покупок или продаж необходимо пройти в соответствующее учреждение, о настроении окружающих можно узнать в таверне, а отключение осадков происходит на… алтаре.
Кстати, о погоде. «Позиций» у нее две: «ясно» и «льет как из ведра». По умолчанию включена смена времени суток, но поскольку электролампочки еще не изобретены, и ночью царит почти кромешная тьма, стоит поблагодарить разработчиков за возможность ограничиться солнечными днями. Оформление не поражает утонченностью, а вот анимация людей выполнена достойно. Ходят, молятся, ругаются, работают и дерутся они вполне убедительно. Растительность колышется на ветру, мелькают дикие зверюшки, летают птички, водные просторы ласкают взор. Климатические зоны реалистичны, особенно красива Картахена с ее тропическими пальмами. Glory of the Roman Empire обладает собственным, грубоватым очарованием, и была бы очень симпатична… если бы не плеяда «пожилых» конкурентов.
В нынешнем виде игра вызывает множество вопросов. Раз уж это клон, то где ревнивые боги, которых надо ублажать храмами и празднествами? Где гуляния, способствующие всеобщей радости горожан? Куда исчез вечно недовольный император, взимающий дань в самый неподходящий момент и повышающий нас в случае успеха? А управление рабочими? Почему не видно торговых караванов? Почему ресурс, появившийся на одном складе, мгновенно становится доступным повсеместно? А ведь все, чего так не хватает в Glory of the Roman Empire, мы наблюдали еще в 1998 году в неоднократно упомянутой Caesar 3.
Конечно, отсутствие серьезной экономической модели — недостаток не для всех любителей жанра. Кому-то такой облегченный вариант придется по душе. Хуже другое: ни о какой имперской славе речи не идет, и громкое имя ярко противоречит содержанию. То, что авторы гордо именуют мегаполисами, de facto является обычными поселками. Житье-бытье местного владыки наполнено повседневными проблемами вроде дефицита зерна, театра без артистов и солдат без оружия. Настоящая же победа — когда за день ничто не сгорело, на фермах полно тружеников и нет перебоев с пищей, мясо по недосмотру не уходит на экспорт, а префектуры не страдают от нехватки огнеборцев.
«Свеж, как молодой редис, и незатейлив, как грабли» © О'Генри. Эта цитата четко характеризует сельскохозяйственную и животноводческую сущность игры. Перед нами, sit venia verbo, сильно упрощенный потомок Caesar 3. Истинный же наследник — Caesar 4 от студии Tilted Mill Entertainment — выйдет нескоро. Где-то за горизонтом и проект создателей блистательной Tycoon City: New York — Heart of Empire: Rome. Glory of the Roman Empire поможет скоротать месяцы ожидания, но она, увы, далека от градостроительного искусства.
1Всегда одно и то же
2Хлеба и зрелищ!
3Пьеса окончена