- Главная/
- Игры/
- Go Professional 3/
- Рецензия
«В Японии, Анжин Сан,
все pешается по-японски»
к/ф "Сёгун"
Го - одна из самых древних игр на нашей планете. А может быть и вообще древнейшая, - из сохранившихся, естественно. Настольный ее вариант был известен уже около 4 тысяч лет назад. Зародилось это развлечение восточных мудрецов предположительно в Китае, откуда затем проникло и к соседям, особенно полюбив Японию. Не могу сказать, как именно шел этот процесс, но к нашему с вами XX, ну или уже XXI веку в Го умеют играть миллионы людей по всему миру (хотя в первую очередь, конечно же, здесь господствуют азиаты). Ежегодно по го проводится множество турниров как локального, так и международного значения, которые могут потягаться количеством зрителей и участников даже с солидными шахматными мероприятиями. Однако при всей своей популярности игра эта, тем не менее, совершенно не вдохновляет создателей компьютерных игр. Лично мне известна только одна попытка воплотить го на PC: первопроходцем жанра стала британская компания Oxford Softworks, уже известная в игровом мире как производитель не слишком распальцованных, но весьма симпатичных симуляторов шахмат, нард и бриджа (самый известный их релиз называется Chess System Tal II). Обратившись к народной японо-китайской игре, в британской команде создали достаточно оригинальный Go Professional. Многосерийность, свойственная продуктам OS, не обошла стороной и эту игру, именно поэтому сегодня мы знакомимся с Go Professional III - самым молодым го из Оксфорда.
О смысле
Чтобы освоить правила го, не обязательно быть семи пядей во лбу. Сложнее придется с тактикой и стратегией - по количеству всевозможных тонкостей игра не уступает своим более известным настольным собратьям, шашкам и шахматам. Игровое поле состоит из 19 горизонтальных и 19 вертикальных линий, на манер "тетрадного листочка в клеточку". В партии участвует двое игроков, каждый из которых управляет своим «войском» (скажем, у одного фишки черные, а у другого - белые). Надо полагать, суть с легкостью осмыслят те, кто в школьные или студенческие годы застал популярную когда-то игру в "точки": игроки по очереди выставляют свои фишки, пытаясь при этом окружить фишки соперника и не дать ему проделать то же самое с собой. Окруженные фишки противника попадают в плен. Наиглавнейшая же задача игры - нахапать "пленных" и территорий больше, чем соперник, в идеале не оставив ему вообще ничего.
Чтобы не утомлять читателей, не буду углубляться в дебри стратегического планирования. Замечу только, что игра требует большой усидчивости и терпения (еще бы, одно только игровое поле в 5 с лишним раз больше шахматного), кропотливых и точных расчетов, и совершенно лишена того рода динамичности, которая так ценится сейчас подавляющим большинством геймеров. Противникам логических игр вообще и настольных в частности лучше дальше не читать, а с чистой совестью пойти погонять в кваку. Слушатели еще есть? Продолжаем разговор.
Интерморда
Что мы обычно ждем от игр настольной направленности? Да ничего особенного. Играбельность в них заложена изначально, поэтому основное внимание концентрируется на интерфейсе и уровне компьютерного интеллекта. В нашем случае вести раскопки в целях отыскания первого момента не придется. Все игры OS похожи интерфейсами как братья-близнецы, причем выполнены они явно в стиле а-ля Windows 3.1. Go III не является исключением. Не спорю, это смотрится старомодно, но оконный интерфейс и крупные кнопки с легко усваиваемыми пиктограммами за десятилетия применения совершенно не растеряли свою функциональность. Гордость настольного жанра - доски и фишки (вспомните гигантскую коллекцию Chessmaster) - представлены всего одним комплектом. Для свежести, правда, нам оставлена возможность поменять текстуру доски и обоев под ней, а также всякие мелочи, вроде мышиных курсоров.
Мозги
И все же не стоит забывать, что интерфейс - это только обертка. Самой большой ценностью для настольного симулятора является его начинка: уровень компьютерного интеллекта (AI). Любые здравомыслящие разработчики прилагают максимум усилий, чтобы в их творение могли играть самые широкие круги геймеров - от профессионалов данного вида спорта до полных чайников. По этому же пути пошли и в OS, сделав в игре массу настроек на все случаи жизни. Для тех, кто только начинает играть в го, существует несколько вариантов упрощения процесса. Это и более удобное поле (размером 9x9 или 13x13), и "лишние" фишки в качестве форы, и, естественно, выбор уровней сложности из 9 пунктов.
В плане оценки интеллекта машины трудно сделать какой-то глобальный вывод. В любом случае, простейших ошибок он не допускает, и ситуация здесь вряд ли отличается от шахматной, где компьютер может играть почти на равных с игроками высших любительских разрядов, но без претензий на настоящий профессионализм. Как и любой свой собрат, Go III может дать игроку подсказку в сложной ситуации. Впрочем, злоупотреблять ими не стоит: эти самые шпаргалки порой не только не помогают «вытащить» партию, но и наоборот, доводят до полного краха. Как обычно.
В книгу жалоб
К сожалению, даже в условиях такой скромной игры не могу обойтись без парочки тяжелых камней в огород Oxford Softworks. В первую очередь следует отметить очень слабую информационную поддержку. Вся помощь разработчиков ограничивается тремя абзацами о правилах игры. Можно, конечно, воспользоваться подсказкой хода, хотя после великолепных шахматных справочников Chessmaster'а это выглядит совершенно убого. Второй булыжник бесспорно заслужило безобразное музыкальное сопровождение. Оно состоит из восьми файликов в формате WAV, общей длительностью чуть больше двух минут (а размер этого хозяйства - 10 Mb). К музыке они имеют лишь косвенное отношение, зато после первой же партии умудряются надоесть настолько, что даже появляется лишний повод похвалить настраиваемость игры: какое счастье, что это ушераздирание можно отключить!
Вместо заключения
Забавно, но найти конкурентов для Go Professional III будет сложновато. Может быть поэтому программа и не блещет индивидуальностью. Впрочем, весь необходимый минимум функций и даже чуть больше в OS'овском творении есть, так что если го для вас - не просто странное сочетание двух букв, игра вам подойдет...