Светлая тема

Рецензия на игру Гоблины 4

…А затем я схватил ворох перьев.
Славные были времена!
Woodruff and the Schnibble of Azimuth

Сам ты козявка!

Эти маленькие вздорные человечки преследуют меня еще с начала 1990-х гг. Раз попав на компьютер, они навсегда изменили мои представления о прекрасном. Во-первых, я узнал о существовании прекрасного жанра «квест», с прекрасным «пиксельхантингом» и не менее прекрасными «вылетами» на середине пути. Также я понял, что французский язык — самый смешной и нелепый язык на свете. Мудреные словеса персонажи проговаривали скрипучим бормотанием в духе «ридум-тидум» и «кикильо-ракикильо». Мозговым нокаутом служили потешные кривляния акробатов, которые без устали прыгали, кувыркались, ругались, орали, пучили глаза и гибли крайне веселыми смертями. Чудовищной силы абсурд.

Что удивительно, зацепили человечки многих. Благодаря усилиям Sierra — с одной и Taralej & Jabocrack — с другой стороны океана, феномен «Гоблинов» прошагал по планете, покорил сердца и, по слухам, баллотировался где-то в президенты. А Пьер Гийод (Pierre Gilhodes) и Мюриэль Трами (Muriel Tramis) продолжали писать продолжения, пока буквы «i» в названии не кончились. После чего в ход пошла Woodruff and the Schnibble of Azimuth, последний анимационный шедевр Coktel Vision. И по сей день можно услышать возгласы: «Разве Woodruff — не четвертая часть?» Нет! Четвертая часть зрела долгие годы и назрела только сейчас.

Маленькие, но по три

Приятная слабость творческих людей — стойкое нежелание мириться с суровой эпохой. Их постоянно тянет к истокам, к залитым солнцем лугам и вольным степям, без больших боссов и скучных игроков, требующих «клона Sims и никак иначе». За поросшую плющом оградку дерзают перелезть немногие. Те же, кому повезет, возвращаются страшными, ободранными, с колючками в языках. Особенно упорны французы. Пару лет назад мелькнул Эрик Шайи (Eric Chahi) с римейком Another World и вновь исчез. Фредерик Рейналь (Frederick Raynal) то и дело грозится выкупить права на Little Big Adventure и вернуть нам Твинсена. Третьим, простите, гоблином в команде ностальгиков стал упертый везунчик Гийод.

Брать он решил не силой «переделок», не волшебством несбыточных обещаний, а терпением и сноровкой. Наплевав на спонсоров и рекламные кампании, Пьер почти в одиночку соорудил Gobliiins 4. Поступок, достойный классика, но совершенно необдуманный. Кто бы объяснил ему, что страхолюдное 3D сегодня отпугивает похуже пиксель-арта? Что автосохранение не доставляет радости пользователям PC? И что головоломкам свойственны сюжеты? В конце концов, была ведь образцовая Goblins 3!

Недаром Пьера и Мюриэль обозвали когда-то «французскими Кеном и Робертой Уильямс» (Ken & Roberta Williams). Не в смысле брачного — в смысле творческого союза. Вместе им удавалось удивлять, придумывать что-то «из ряда вон», минуя самоповторы. Без коллеги у Гийода вышел чудный, яркий и искрометный… самоповтор.

Хливкие шорьки

Завязка, например, прямиком скопирована из Gobliins 2. Конечно, ничто не мешает списать знакомые мотивы на «ностальгию» — сколько воды утекло… Однако после перевоплощений, любовных истерик и практически философских ныряний в подсознание поиски очередного пропавшего воспитанника Короля заставляют постучать по лбу, изрыгая «товой-товой!». В придачу прямоходящий трубкозуб Дюбель явно не дотягивает до злобного принца Буффона, некогда здорово истрепавшего нервы избавителям.

Их по-прежнему трое, причем особого развития у приятелей не наметилось. Взятые напрокат у типовой RPG воин, маг и вор соображают «на троих» по заложенной с пеленок схеме. Так, воин лазает по канатам и с кулаками кидается на любого встречного, маг увлеченно колдует «вслепую», дивясь непредсказуемым результатам, а всю интеллектуальную работу по сбору предметов и допросу подозреваемых взвалил на себя переквалифицировавшийся в детектива вор. К нему-то Король и направил пернатого почтальона с мольбой о помощи. Уставший от безделья частный сыщик рванул собирать раскиданных по миру товарищей.

Первые уровни — это своеобразный «обратный отсчет», демонстрация способностей Ч-чупса в отдельности, затем в связке со здоровяком Тугусом и, наконец, с примкнувшим к компании колдуном Херувимусом. Не тужьтесь, не пытайтесь вспомнить столь экзотические имена; за давностью лет и под редакцией Snowball у полуросликов стерлись из памяти их паспортные данные. Длань переводчиков простерлась и дальше, в частности, к названиям инопланетных штукенций (нелегкая и до космоса доведет). «Цилиндрическая зибдулка», «волосатая голова цнирки», «гнарфолкская липучка» — обычные, в принципе, бредово-фантастические термины. Вот только бреда-то и недостает.

Глупый гоблин робко пляшет

Из шестнадцати полоумных миссий на подкорке, дай Бог, отложилась половина, что не лучшим образом характеризует серию. И ладно бы причина крылась в уродливой графике, режущей глаз даже в «оконном» режиме. Ну не заладилось у автора с трехмерными модельками, куда теперь деться? Одолевает ностальгия? Забудьте. В крайнем случае, запустите для разрядки одну из CD-версий старых «Гоблинов» с диска (забота издателя не знает границ).

Миссии непритязательны сами по себе. Не хватает чего-то кичливого, одиозного, рушащего стереотипы. Если лечение кариеса во рту у прожорливого монстра и прогулка по выдранной из комикса страничке еще вызывает радостный трепет, то лечение червяка, взятие замка штурмом в седле лягушки или дирижерство хором морковок лишь звучит разухабисто. Приготовление пирога для многорукого гуманоида вообще выполнено в худших традициях жанра (сбор N ингредиентов). Локации на один экран, без прокрутки и сохранения, требуют большей прозорливости. Либо, наоборот, минимализма оригинальных Gobliiins.

Здесь же иногда накатывает тоска — не зеленая, но какая-то плесневелая. Под незатейливые мотивчики, стихающие раньше срока, мы бродим по невзрачным комнатушкам и собираем зернышки, чтобы потом зарыть их в землю, вырастить угловатый цветочек Херувимусом и вскарабкаться по стеблю Тугусом. И снова, и снова, от этапа к этапу. Отличное применение знаменитым навыкам — садовники аж ногти изгрызли от зависти. Хорошо хоть фирменный бубнеж оставили. Ч-чупс трещит без перебоя, попутно забивая штаны вещами. Да, нынче у «мозга» есть полноценный, функциональный инвентарь. Экспериментов от недотеп, правда, не дождешься, и колотить себя палкой по голове они не желают. Зато хохмят исправно.

Со смехом пополам

Кривляки — куда ж без них. Талант аниматора не задушишь, не убьешь. «Шкалу смерти»-то убрали, мол, развлекайтесь в свое удовольствие. И развлечемся! Уже в главном меню нам позволяют оценить вертких скоморохов, вопящих при виде чертика из коробки, воюющих с останками дракона и потешающихся друг над другом. Будь то пещеры, аэродромы, царские покои — везде найдут, кого помучить и что поломать. За спиной летают рыбы, скачут скелетики, пританцовывают пещерные люди… Зачем? А просто так. Французский юмор не передать словами. Тут нужно смотреть и подхихикивать. Ежели смотреть внимательно, то путем нехитрого (и неизменно прекрасного) пиксельхантинга можно нащупать тринадцать золотых зубов и попасть на секретный уровень, где гоблинов ожидает… очередная посадка семян! Нет, что-то надо делать с логикой.

Собственно, выход очевиден: вернуть в проект Мюриэль. Ради пятой части «Гоблинов» не грех и оторваться от руководства студией Avantilles. Что-то/кто-то подсказывает, что пятой части быть. Вы уж не подведите, не позвольте закидать легенду снежками.