- Главная/
- Игры/
- Grand Theft Auto: Chinatown Wars/
- Рецензия
До сих пор серия Grand Theft Auto не знала осечек. Изобретенная единожды гениальная формула — город-«песочница», живые персонажи, киношная история и сотни разнообразных заданий — срабатывала из года в год. Нередко изменения были сугубо косметическими, и казалось, что Rockstar в очередной раз продает одну и ту же игру, но искушение брало верх… Пока не появилась Chinatown Wars — не развитие, а шаг назад. Тот же пейзаж, та же механика, подзабытый вид с половины высоты птичьего полета, нервирующие нововведения и ходячие клише вместо героев. Первая GTA, которую не хочется исследовать вдоль и поперек.
Меч судьбы
Завязка типична для серии. Молодой, подающий надежды гангстер (язвительный китайский парнишка по имени Хуан Ли) прибывает в Либерти-Сити. Его отца, босса триады, недавно убили, и Хуанг намерен вернуть новому главе семьи, своему дяде Ву «Кенни» Ли, некий фамильный меч, который отец на самом деле однажды выиграл в покер. Уже в аэропорту кто-то нападает на нашего героя и пытается утопить в реке…
Тут мы берем управление в свои руки. Чтобы покинуть идущий ко дну автомобиль, нужно выбить стекло в простейшей забаве — постучать по шифтам. Мини-игры пришли с Nintendo DS, где игрок активно использует стило, но на PSP выглядят лишними. Между тем подобные упражнения преследуют Хуана повсюду. Взлом электронного замка на двери? Двумя кнопками разбиваем клавиши, аналоговым стиком скручиваем провода. Сборка снайперской винтовки? Изображаем ее с помощью нескольких движений. И так далее — от лотереи до угона припаркованных машин. Последнее особенно раздражает. Чтобы завести двигатель отверткой, всего-то надо покрутить стиком, зажать пару кнопок… И потратить ценные секунды! Проще выкидывать водителей из проезжающих мимо авто.
Мегаполис мгновенно узнают те, кто знаком с Grand Theft Auto 4. Это Либерти-Сити, только годом позже (время действия — 2009-й) и с видом сверху, напоминающим о первых двух частях серии. Картинка в PSP-версии значительно приятнее, нежели на NDS. Модели прибавили в полигонах, текстуры — в разрешении. Однако по сравнению с полноценным 3D управлять на большой скорости все равно непросто. Обзор невелик, и враги часто заметны исключительно на радаре. В транспорте же играть вообще не стоит: машинки и люди мелкие, экран трясет, глаза неизбежно устают.
Куда податься мертвецу
Дальнейший ход сюжета любой поклонник GTA может расписать сам. Работа на родственника, сторонние заказы, переход к более крупной шишке, продажный коп, неожиданный поворот, масштабная резня. Впервые за десять лет перед миссиями нам показывают не кинематографические ролики на движке (спрайты все-таки), а комиксы, причем не озвученные. В конечном итоге ни один из персонажей не вызывает симпатии, их даже можно спутать друг с другом. Не обошлось без пары колоритных типов, да и те — ходячие штампы. Сочувствовать герою тоже не тянет. Хуанг вечно сквернословит, хамит всем подряд, у него нет ни принципов, ни друзей и подруг.
Перестрелки еще менее удобны, чем езда. Одновременно бегать, прицеливаться и стрелять тяжело, а пистолет пригоден разве что для дуэлей. Потому на первых порах выгоднее всего идти на дело с бейсбольной битой наперевес. Десять секунд суеты в гуще врагов — и проблемы решены. Серьезное же оружие предлагают в Ammu-Nation. Сеть магазинов обзавелась сайтом, который Хуан изучает прямо на собственном КПК. В отличие от реального мира, игровая онлайн-торговля — не самая лучшая идея. Заказ доставляют на дом с задержкой, коммуникатор «тормозит» при открытии и переключении режимов (делать это приходится регулярно, в основном чтобы просмотреть почту с заданиями или выставить маршрут на GPS)…
Наконец, на оружие поначалу не хватает денег. Сюжетные миссии оплачивают на удивление скупо. Набор побочных «квестов» стандартен: полиция, скорая, такси, спортивные заезды, угон машин, случайные встречи. Единственное нововведение — торговля наркотиками, своего рода встроенный экономический симулятор. По городу рассыпаны дилеры, сбывающие и покупающие кокаин, марихуану и иные вещества по разным ценам. Механизм простой. Сперва мы просматриваем рынок посредством все того же КПК. В почтовый ящик падают сообщения о предложении и спросе. Берем подешевле, продаем подороже. Доход, но однообразный и утомительный. Куда легче зарабатывать на лотерейных билетах: забегаем в магазин, платим 10-15 долларов, стираем защитный слой, выигрываем до тысячи «зеленых».
Затаившийся дракон
Одним словом, рутина. На ум приходит лишь парочка любопытных идей. Например, когда Хуан с грабителями банков скрывается от полиции под видом дракона на традиционном китайском фестивале. Если не выполнять необходимые движения, толпа заподозрит неладное. Но большинство заданий неизобретательны и жестко ограничены плоским миром: кого-нибудь догнать, кого-нибудь убить, что-нибудь взорвать. Несколько миссий проходит на воде. Чаще всего это обычные погони, однако есть и более занимательный поиск затонувшего груза. Ну а в воздух пускают только однажды, и то на место стрелка.
С мультиплеером тоже беда. Максимум два игрока, из шести режимов (преимущественно сводящимся к гонкам и уничтожению друг друга) долго гонять можно лишь в один — Stash Dash. Цель в нем — быстро найти фургон с ценной «начинкой» и отогнать его в гараж либо помешать сопернику сделать то же самое. Все интереснее бестолковой потасовки или захвата базы…
* * *
В общем, с Chinatown Wars ситуация точно в известном анекдоте: как настоящее, но не радует. Формально у Rockstar все честь по чести, налицо внимание к деталям, черный юмор, отличная картинка и выверенный дизайн. Только оставаться надолго в карманном Либерти-Сити не хочется — здесь нет ощущения кипучей жизни, привычного для GTA.