Светлая тема

Рецензия на игру Grand Theft Auto V

«Взросление — это не про меня, я тачки угоняю и людей убиваю», — в сердцах выпаливает один из главных героев игры, чернокожий бандит Франклин. В игре ответа на реплику нет, она летит вслед уезжающей машине, в пустоту.

На ум приходит известное выражение «мы взрослеем, а игры — нет». Хоть в первой половине года индустрия дважды доказала обратное (см. BioShock Infinite и The Last of Us), в случае с GTA та же проблема выглядит неразрешимой, и в Rockstar это понимают. Все-таки причина грандиозного успеха этого, судя по книге рекордов Гиннеса, самого популярного интерактивного развлечения на планете — в синтезе его взрослой формы и детской сути.

«Мне надо помедитировать»

То, что авторы сильно рефлексируют на эту тему — видно, сквозит по всей игре. И — кто бы мог подумать — теперь социальная ответственность числится среди ценностей Grand Theft Auto. Реплика Франклина оказалась в игре ради «защиты от дурака», которому авторы предлагают повзрослеть: в первые минуты GTA V высмеивает собственную аудиторию, а тому же Франклину маститый грабитель банков (руками) Майкл сразу советует не гнаться за гангста-карьерой и пойти в колледж. Проповедь как жанр подается не только в саркастической манере, как в GTA IV, проповедь адаптирована к пастве почти по Кевину Смиту: на пирсе стоит бородатый длинноволосый укурок Джесси, рассказывает про классную хипстерскую бороду своего папы, советует всем не париться, не курить слишком уж много дури и помышляет превратить воду в латте.

А мы — мы занимаемся жуткими, но веселыми вещами — грабим, убиваем, угоняем машины и вообще живем бандитской жизнью. Теперь — попеременно за трех персонажей; можно сказать, играем историю между ними. Антигерои фактурные и самодостаточные, и в разнице между ними ухватывается одна очень важная штука. Майкл — гангстер высокого класса, типаж из фильмов вроде «Схватки» и «Клана Сопрано» одновременно. С набитой драгоценностями спортивной сумкой на плечах, при костюме, в маске и с винтовкой, в уличной перестрелке он чувствует себя более-менее на своем месте. Франклин — парень с окраин Лос-Сантоса, в бандитской среде родился и вырос, типичный боевик гетто-войн, разве что пистолет не держит горизонтально. Представить себе, как такой бегает по улицам с пулеметом и выкашивает людей десятками, можно с трудом, но уже легче, чем безымянного уголовника на побегушках или субтропического мафиози в гавайской рубашке.

А вот Тревора Филлипса, безумного реднека, которого боятся даже безумные реднеки из соседского трейлерного ада, — легко. Тревор жрет на завтрак суровых байкеров (вполне возможно, в буквальном смысле) и в один день захватывает весь нелегальный бизнес в округе — от скуки, что ли. Он умен, изобретателен и омерзительно жесток.

Почти как игрок. Тревор — первый персонаж, полностью встроенный в происходящее на экране, сюжет перестает быть абстрактным условием для действия, и наоборот. Тревор — психопат, который и правда мог бы выйти на улицу и сеять хаос. Тут игра уравновесилась, что довольно иронично. Намасте, шавасана.

«Или помастурбировать»

К игроку сама же игра немилосердна: GTA V сходу громко, яростно и безапелляционно заявляет, что она хардкорная и спуску тут никому не даст. Хватит ныть, надо пройти поворот сквозь узкую арку, в дрифте. Много полицейских, да, много. А как быть? Вызов принят. В результате игру можно перепроходить много раз (особенно с учетом системы медалей за миссии), а сюжетные ролики воспринимаются как отдельный тип награды.

После какой-нибудь особо трудной вылазки на ваших глазах камера поднимается куда-то в стратосферу и за несколько секунд переносится к другому персонажу. Это сильно впечатляет, и впечатлять GTA V умеет в принципе: 256 миллионов долларов смотрят на нас с экрана каждую секунду, игра колоссальна. Проработка деталей, города и его кипящей жизни выглядят так, будто ими занималась не команда разработчиков, а все население выдуманного штата Сан-Андреас.

Каждый кусочек информации здесь — с китчевой шуткой, все прохожие о чем-то говорят, городская и сельская местности звучат выразительно, и все окружение живо реагирует на действия игрока. По миру рассыпано множество маленьких культурологических радостей, вроде киноцитат или саундтрека, а диалоги явно написаны мастерами дела. При этом эстетически GTA V — по-прежнему игра-фансервис: обкислоченный Майкл едет домой на велосипеде (конечно), в его интонациях иногда ловится тот же Тони Сопрано (особенно в сценах на кухне), потом — прямая цитата из «Ограбления по-итальянски». И так всю дорогу.

Здесь можно слушать гимн радио по радио, инстаграмить, пока ты инстаграмишь, и гоняться за несчастными мариачи в компании зигующего патриота Иосифа (говорит на чистейшем русском языке). Шаг назад, в Сан-Андреас, даже выглядит логично в том смысле, что это «балансировочная» часть серии, она занимается йогой, подтягивая механику к эстетике. Пока механика стала менее реалистичной, тем самым дополнительно подчеркивая несерьезность всего происходящего, форма — наоборот. Довольно часто игре можно поставить условие «а что, если я сделаю вот это?» и получить реалистичную развязку. Физика тел делает любые ДТП, драку или простое падение зрелищными, а YouTube уже полон курьезами (впрочем, как и глитчами из GTA Online).

Главная же новинка, конечно, — ограбления. Как и положено, на самом деле они — хорошо забытое старое: один из лучших моментов GTA: Vice City развили и закрутили в отдельную игру. У нас есть установочные миссии, подготовка к «делу» — планируем грабеж, добываем нужный инвентарь. Потом проходим одну сложную миссию с ограблением и счет пополняется суммой с пятью (а иногда и шестью) нулями. В этой связи у каждого персонажа есть спецспособности: Франклин водит в буллет-тайме, Майкл в буллет-тайме стреляет, а Тревор впадает в ярость: получает меньше урона, наносит больше. Дополнительных же водителей, стрелков и хакеров можно нанять в специальном меню — там же выбираем способ и путь нападения, и вперед. Победа или смерть.

«Или все сразу»

Я стою на дороге где-то в пустыне, асфальт — розовый в закате, на мне очки-авиаторы, в руке — пистолет с глушителем. Жизнь — сложная штука. Вдалеке показалась машина, и я знаю, что в этом кино сейчас случится, потому что решение уже принято. Потом здесь останется только место преступления да тихое кантри из радио в обстрелянной машине. За полторы минуты реального времени в GTA V успевает произойти столько интересного, что на целую катсцену игры подешевле хватило бы. Подрался с бомжами, облил их бензином и поджег, пытался угнать джип, мертвый водитель сбил, нога застряла в радиаторе, копы, убил, сел в джип, поехал, бензобак пробит, горим, прыжок на асфальт, машина взрывается поодаль. Это все — за две минуты.

Теперь погибнуть в ДТП — проще простого (намного проще, чем в GTA IV), и по городу все время ездишь с этой мыслью. Вмазался на лету по встречке — путь продолжишь в воздухе, без машины. Но при этом машину почти всегда можно перевернуть левым стиком — нереалистично, да, зато не сбивается ритм игры. А она в конечном счете стала гармоничнее, не без огрехов, но для такой махины, как GTA, — серьезное достижение. Ощущение непрерывного действа — одна из главных целей Rockstar в случае с GTA V. Сюжетные задания следуют без перерыва, цепляясь друг за друга, из-за чего игрок с первых секунд захвачен повествованием и вполне может пройти игру, пару раз заглянув в меню с невероятной красоты эмбиентом Tangerine Dream. Игру включил, и она идет себе вперед, как фильм про гангстеров, только без нашего участия пленка не крутится.

***

Можно долго говорить о том, как GTA V бьет рекорды, зарабатывает миллиард долларов в первые три дня и выталкивает наконец-то игры в общекультурный фон. Братья Хаузеры (а ведь мы с некоторых пор переходим на личности) будто почувствовали этот переход еще до выхода игры, и, быть может, отсюда и растут ноги их проповедей.

Интереснее другое: это взрослая игра, основанная на мальчишечьих эмоциях, и в этом ее шарм. Отчасти поэтому GTA никуда не деться от жестокости. А это очень жестокая игра (не первая и явно не последняя у Rockstar), по-детски жестокая игра, психопатически жестокая. И натуральнее всех в ней выглядит персонаж-психопат с жалобами на тяжелое детство — с прибитыми к полу деревянными игрушками и прочими фатальными неприятностями. Не было у него тех воспоминаний о «машинках», ну, знаете, когда она большая такая на вид, а в ней сидит пластмассовый водитель: может, Бэтмен, может, Человек-паук, а может просто водитель. Когда можно было взять ее рукой и поехать навстречу приключениям: ковер превращался в воображаемый солнечный город, похожий на тот, из таинственного фильма в пузатом телевизоре. В эту фантазию мы и играем, а что фантазия чужая — оно к лучшему. В конце истории нам показывают иносказательную статистику, в виде заключения психиатра. Вывод из справки, в общем, тот же — детство было тяжелым.

Рецензии пользователей
на Grand Theft Auto V12

пстпстрпмр
«Ещё один ход»
«Не могу перестать играть»
Игра тоооооооооооооппппп
«Взрыв мозга»
«Не могу перестать играть»
Это действительно отличное продолжение серии, хоть я и не могу простить её за некоторые мелочи. Одна из самых главных таких мелочей, это физика персонажей. В четвёртой части она была куда интересней и даже захватывающей. Если кто в теме знают видосы в ютубе по четвёртой части, где главный герой после аварии и прочей смерти довольно забавно себя вёл. Ещё мелочь - отсутствие русского радио. Да, она не обязана его добавлять, но всё равно грустно. Третья мелочь это несколько главных героев. Это, конечно, замечательное нововведение в серии, хоть и не революция. В драгонаге так вообще можно было играть за шестерых разом. Но мне больше комфортнее играть за одного, индивидуального персонажа. Есть ещё мелочи, но это всё равно остаётся моими личными претензиями, которые никак не влияет на качество самой игры. Просто захотелось высказаться на этот счёт, но мне остаётся лишь только посоветовать её. Кстати большой плюс ей за оптимизацию. Пашет она куда лучше, чем предыдущая часть на том же компе.
Grand Theft Auto. Одна из нескольких величайших игровых серий, хотя что уж там, величайшая. Ни одна компания в мире не достигла успеха Rockstar. Каждая их игра - это событие мирового масштаба, выход новой части - это всегда шум, радость, счастье и внимание к игровой индустрии почти всех людей на планете. Нет уже, наверное, человека, который бы не знал, что такое GTA. После довольно угрюмой, мрачной и депрессивной четвертой части, ознаменовавшей новую эпоху в истории GTA - переход от всеми горячо любимого 3D мира, в совершенно новый, открывающий горизонты HD. Мы любим III, Vice City и San Andeas за одно - это невероятно атмосферные игры, порой смешные, порой грустные, но такие живые и родные, что туда хочется возвращаться снова и снова. После выхода GTA IV я задумался: как бы не вышло, что GTA стала серьезной, взрослой серией. Но выход Episodes дал мне надежду. И вот, наконец, она - великая и прекрасная V.

После которого пролога, который играет роль скорее обучения и завязки одной из многих линий истории, мы попадаем на жаркое западное побережье США, в Лос Сантос. Пальмы, горячий песок, девушки в бикини, дорогой кинематограф, богатые районы, бедные гетто с нигерами, дух того самого Лос Сантоса из 2005 года... Будто домой вернулся, только дом стал больше, красивее, ярче и живее. Нас довольно быстро знакомят с героями, городом, проблемами, и потому, садясь на "пару миссий", вы поднимаете голову от монитора уже после первого ограбления, но и тут нам не дают отдохнуть - нас знакомят с третьим героем, и тут же начинается новая миссия, отличающаяся от всего, что было до этого, будто мы включили какую-то другую игру. Сюжет закручивается еще сильнее, во второй половине он пролетает где-то рядом с мрачностью GTA IV, появляются депрессивные моменты, переживания, действие происходит в основном ночью, но в конце вновь возвращает нас туда, куда мы попали в самом начале - в жаркий, солнечный, большой мир, веселый и саркастичный взгляд на США с ее обычаями, нравами и жителями. У сюжета есть только один минус - он кончается. А ты после финальных титров сидишь, и в голове маячит только одно: "Дайте еще". И начинаешь проходить побочные миссий, испытания, мелкие задачки - в Южном Сан Андреасе есть занятия на любой вкус и цвет - от перестрелок и ночных гонок до мелких ограблений, от гольфа недалеко от Рокфорд-Хиллз до дартса где-то в деревенском баре. Но даже пройдя игру на 100%, вы поймете: Rockstar вас так просто от своего продукта не отпустит.

Игра в GTA Online выводит великую серию на новый уровень. Да, на серверах есть читеры - но стоит вам найти ТО САМОЕ место, где вам будет удобно и приятно (например, сервер только с вашими друзьями - прекраснейший вариант), вы начнете кайфовать не меньше, чем в одиночной кампании. Не буду раскрывать все карты Online, скажу лишь одно - еще ни одна игра не приносила такие эмоции, как GTA Online. Особенно ограбления, которых тут 5 штук, но каждое - проработанное до мельчайших деталей приключение, криминальное и увлекательно.

Рекомендую ли я GTA V? Да. Эта игра задала новый тон всем играм лет на 5 вперед. В ней все, что только можно себе представить, возведено в абсолют и доставляет кайф. А физика машин, управление и прочее - это чайная ложечка дегтя в огромном медовом океане. И то, вы рискуете ее и не заметить.
Больше…
«Взрыв мозга»
«Не могу перестать играть»
Одна из лучших игр out there. Если вам ее мало, то попробуйте онлайн игры типа ГТА: https://gamasexual.ru/c/grand-theft-auto/
Уже стала классикой.
«Не могу перестать играть»
Совершенно не понимаю почему люди так высоко оценили эту игру и играют в нее до сих пор.
На самом деле она деградировала с последней части. Единственное улучшение - размер мира и графика. 
Сюжет стал хуже, менее интересным.  Кучу механик просто убрали или упростили (у Crowbcat на YouTube есть сравнение). 
Никаких дополнений не завезли, только онлайн дрочево. 
Сюжет больше всего запомнился совершенно дикой, бесмысленной и почему-то обязательной (пропустить нельзя!) сценой пытки невинного человека со всеми подробностями. В GTA игра никогда не принуждала к подобным действиям. Даже в скандальной Postal игрок сам выбирает как ему действовать.

Отдельно хочется упомянуть отвратительную работу на PS4 Pro. 30 фпс с просадками привет!
«Разочарование года»
«Потеря времени»
По началу неплохая история, переходящая в безмотивное приключение троицы. Открытый мир, в котором просто нечего делать. И онлайн уровня ну так пойдёт, на который Рокстар с релиза положила все силы, хоть бы замутили сюжетные дополнения в стиле 4 части.
Типичная GTA: отличный сюжет и до безобразия скучный геймплей.
Сколько раз ее не начинал, до конца так и не добрался.
Игра настолько огромная, что в какой то степени это становится нелепо и начинает тошнить.
Хотя нельзя не признавать ее влияния на индустрию в целом.
Это такой ПУБГ от мира сингловых игр.
Неужели кому-то необходимо рассказывать про GTA, тем более про 5 часть? Игра-хит, игра-мастхэв. Мог я ли подумать, играя в 2000 году в GTA и GTA 2, что когда-нибудь увидем такое?

10/10
«Взрыв мозга»
«Не могу перестать играть»
Исключительный случай, игра, лучшая сразу на двух поколениях. Это Лео Месси в мире видеоигр!
«Взрыв мозга»
«Проверено временем»