- Главная/
- Игры/
- Gray Matter: Призраки подсознания/
- Рецензия
Gray Matter добиралась до покупателей долго, с задержками и переносами, успев по пути сменить и название, и фирму-разработчика. Впрочем, у публики был резон подождать. Вдохновительница и идейный локомотив новенького триллера — легендарная Джейн Дженсен, создатель трилогии Gabriel Knight. Ее конек — мрачные, атмосферные, продуманные истории, в которых факты тесно переплетены с художественным вымыслом. Спустя годы гейм-дизайнер вернулась на стезю мистических детективов, и ей снова есть чем удивить поклонников.
Между полушарий
Завязка была подробно изложена в нашем превью, однако вкратце напомню, в чем суть. Нейробиолог Дэвид Стайлс, несколько лет назад потерявший супругу в автомобильной аварии, свято верит в безграничные возможности мозга и, несмотря на трагедию, по мере сил продолжает исследования. Для подготовки к серии экспериментов ученый-затворник нанимает ассистентку, но присланная из колледжа девица пускается наутек, не рискнув позвонить в дверь. Паническое бегство наблюдает другая барышня, бродяжка Саманта Эверетт, волею судеб «припарковавшаяся» у ворот угрюмого особняка. Не желая провести ночь под дождем в компании сломанного мотоцикла, Саманта выдает себя за новую сотрудницу и проникает внутрь. Дальше, понятное дело, сплошные неприятности. В студенческом городке Оксфорда творится чертовщина, в загородном доме тут и там мелькает привидение, и сам собой встает вопрос, а такой ли случайной была гибель жены Стайлса.
Дженсен верна взятому когда-то курсу. Минимум вычурных головоломок, четкое разделение на главы, два героя, поочередно с разных концов распутывающие клубок тайн. Умело подчеркнут контраст между Самантой и Дэвидом. Первая легкомысленно смотрит на жизнь и не строит далеко идущих планов, ловко манипулирует окружающими, а в разговоре ненароком может вставить словечко «shit». Стайлс же — сама серьезность. Чопорный мыслитель шевелит извилинами в уединении и покое, подолгу возится с электронным оборудованием и нос лишний раз за порог не высовывает. Да и зачем, если в подвале обустроена личная лаборатория?
Паранормальные явления эта парочка воспринимает по-разному. В отличие от несчастного вдовца, который и рад поверить в возвращение второй половинки с того света, Саманта относится к «чудесам» с большой долей скепсиса — профессия обязывает. Леди Байрон (сценический псевдоним) наловчилась дурачить людей с помощью книги волшебных трюков, колоды карт и подручных средств, поэтому в очередном происшествии видит не телепатическое воздействие и не «руку призрака», а происки недругов Стайлса.
С ее увлечением магией связана параллельная сюжетная линия. Саманта страстно хочет стать членом мифического клуба «Дедал», куда входят самые известные иллюзионисты мира. Для осуществления заветной мечты ей необходимо решить череду загадок, раздобыть две золотые монеты особой чеканки и определить местоположение клуба в Лондоне. Сделать это не составит труда — по иронии судьбы в адвенчуре под названием Gray Matter серое вещество редко приходится нагружать работой. За все время прохождения мне лишь дважды довелось споткнуться, а всего-то надо было намотать дополнительный круг по окрестностям, чтобы «случайно» встретить одного из знакомых в коридоре общежития, и щелкнуть по предмету, прежде уже «закликанному» до смерти безо всякого результата.
Совсем вяло реализована задумка с фокусами. Wizarbox соорудила специальный редактор, где нужно программировать действия Саманты («вытащить из рукава», «переместить в другую ладонь», «отвлечь внимание зрителя» и т. п.), да толку от него — ноль. Саманта сама выбирает, когда и над кем следует «поколдовать», нужный трюк берется из книги методом тыка (при ошибке Саманта подскажет: «Нет, не то»), и сочинять собственно алгоритм нет необходимости — готовые инструкции перед глазами. Никакого простора для творчества.
Black screen of shame
Gray Matter поражает дешевизной заставок — бюджета хватило только на анимированные комиксы. Персонажи выглядят там намного краше своих трехмерных прототипов. Полигональные болванчики ходят так, будто проглотили швабру, и близко к камере их подводить нежелательно — детализация подкачала. Зато они отбрасывают тени, отражаются в зеркалах и плавно водят конечностями. Спасибо motion capture.
Все объекты в виртуальном мире, очевидно, приколочены к месту гвоздями. При попытке открыть дверь, включить копировальную машину или достать ящик из-под кровати экран стыдливо меркнет на пару секунд — заполнить визуальный пробел призвано наше воображение. Чтобы использовать подобранные вещи, исследователи натуральным образом вытаскивают их из карманов — вроде бы приятный момент… Стоило подумать об этом, как Саманта тут же вытаращилась на пустую вазу и волевым усилием материализовала в ней букет цветов. Ну что ты будешь делать!
Повествование линейно от начала до конца. В диалогах нет альтернативных вариантов реплик и ветвления. Сценарий временами сковывает по рукам и ногам. Почему нельзя сразу скупить все магические прибамбасы в магазинчике, почему нужно приходить туда, шарить курсором по объектам и проверять, не стал ли вдруг один из них «активным»? Словно мисс Эверетт умеет предсказывать будущее и в точности знает, какие «инструменты» ей понадобятся сегодня.
«В комнате с белым потолком…»
А вот отказ от показного насилия в пользу ненавязчивого, «интеллектуального» запугивания – это хорошо. Для поддержания интереса не обязательно заливать монитор кровищей и складывать на каждом углу штабеля из трупов. Достаточно стравить между собой горстку ярких личностей, у которых в шкафах спрятано по скелету, подкинуть им необычную ситуацию и заставить задуматься: можно ли объяснить происходящее иначе, кроме как вмешательством потусторонних сил? Музыкальное сопровождение подобрано безупречно — от композиций Роберта Холмса мурашки бегут по коже. «Видеоролики из картинок» тоже поставлены эффектно, только ни к чему было «флэшбеки» Стайлса предварять одинаковым изображением импульса, летящего по нерву. Надоедает.
Главное достоинство Gray Matter — в ее малом масштабе. Здесь нет бесноватых суперзлодеев, никто не жаждет погрузить мир в вечную тьму. Это правдоподобная, эмоционально взрослая история, закрученная вокруг простых чувств: тоски, отчужденности, желания быть рядом с любимым человеком. Здравому смыслу вопреки, ради мимолетных мгновений счастья страдальцы пускаются во все тяжкие, лишь бы еще раз увидеть, услышать, коснуться… Невозможно не сочувствовать доктору, который каждый день упрямо ищет повсюду обрывки прошлого, проводит сеансы сенсорной депривации, плавает в океане воспоминаний и пытается мысленно воскресить Лору. Сизифов труд, но сердцу не прикажешь.
Жаль, больше о характере Стайлса сказать нечего — из-под пера именитой писательницы вышел не очень колоритный персонаж, и маска на пол-лица его не спасает. Вот пятеро студентов-«агнцев» получились сочными и выпуклыми. Саманта и вовсе прекрасна. Готическая девчонка со взглядом ведьмы постепенно раскрывается, подобно бутону, и показывает свое истинное «я» — доброе, заботливое существо, которому просто не по-детски досталось в жизни. Хотя под занавес приключение скисает. Впечатление портят дурацкая прогулка по «Дедалу» и скомканная развязка драмы — к слову, тоже отсылающая к Габриэлю. Рановато Джейн ударилась в самоповторы.
Надежда есть
Не шедевр на все времена и даже не особо удачный экземпляр по сравнению с предыдущими работами Дженсен. Но назвать игру плохой язык не повернется: слишком красивы пейзажи с плывущими по небу облаками, слишком грамотно порой режиссер подстраивает сценки, заставляя по-настоящему сопереживать героям. В одном из интервью «королева квестов» обмолвилась, что была бы не прочь продолжить рассказ о Леди Байрон и хмуром гении. Если повезет, Gray Matter вырастет в сериал и подхватит знамя Gabriel Knight. Остается скрестить пальцы и уповать на то, что следующее творение признанного мастера избежит досадных условностей, а уровень сложности будет хоть немного выше детсадовского.