Светлая тема

Рецензия на игру Great Escape

На фоне распространенного стремления приурочить к выходу самого завалящего блокбастера хоть какую-нибудь игру идея выпустить проект по «классической кинокартине образца 1963 года» смотрится очень дерзко. К дате релиза ничего подгонять не надо, можно спокойно отполировать до блеска и выпустить нормальный здоровый шедевр. Ведь так?

Мир до начала времен

Проходящий в российском прокате к/ф «Великий побег» («The Great Escape») в наших кругах особенной популярностью не пользуется, а посему для начала — краткая рецензия, оставляющая за бортом все кинематографические особенности картины. Главные герои — американские военнопленные, коротающие время в небезызвестном концлагере Stalag Luft III. Ребята подобрались что надо — на счету каждого около десятка «escape attempts». Немцы действительно относились к иностранным пленным на порядок лучше, чем к русским, но не настолько же… Фильм насквозь пропитан атмосферой детского сада, вышедшего на прогулку. Смирившиеся со своей участью нацисты одной левой предотвращают бесконечные идиотские попытки побега янки, для профилактики шлепая провинившихся по попкам. Американцы же демонстрируют в бараках чудеса ловкости и изобретательности, собирая из подручных материалов все, кроме, пожалуй, боевых роботов. И если бы не очевидные «киношные» достоинства, быть бы этому чуду еще одним бездарным образцом полосатой пропаганды от дядюшки Сэма.

Хорошо ли, плохо ли, но игра не пытается расширить оригинальный сторилайн, просто представляя игроку ВСЕ памятные события. Озвучка и музыка в основном содраны с фильма (и, следовательно, очень хороши). А вот графика до неприличия убога. Мы уже как-то привыкли, что портированные проекты (например, MGS2 или Prisoner of War) смотрятся на мониторах если не впечатляюще, то хотя бы не отвратительно. Размытые текстуры, обделенные полигонами модели… Но The Great Escape бьет все рекорды — таких бездарных «скинов», второстепенных персонажей и главных героев не делали даже на PSOne. Тем более удивительно, что заранее отрендеренные ролики сняты на движке с использованием тех же самых моделей. Нет слов. Почему не сделать из них скриптовые вставки, сэкономив 900 мегабайт с двух дисков игры? Ведь если в нашем лагере к заставкам традиционно относятся несерьезно, то воспитанные «приставочники», возмутившись, ненароком и прибить могут. К счастью, управление перенесли вполне сносно. Кнопочек «назад» в меню не добавили, но мышь поддерживается целиком и полностью. Напрягают только суровые геймпадовские упражнения вроде зажатия левой рукой трех клавиш одновременно (именно так нужно выглядывать из-за угла).

Грабли

Продолжая тему исключительно компьютерных проблем: уж сколько раз твердили миру — ничто так не губит игру, как неудачная система «сейвов». Сохраняться формально можно в любой момент, но только по три раза на уровень. Иногда кнопка «Save game» просто не работает по неустановленным наукой причинам. Конечно, будет патч, который все исправит, но неужели никто не удосужился поиграть в это? Невозможно же. Ограничьте количество сохранений в Commandos, и кто станет (сможет) их проходить? Насилие над личностью какое-то. Одно неосторожное движение — опять двадцать пять, уровень с начала.

Игровой процесс вовсе не состоит из постоянных побегов из-за колючей проволоки однообразных лагерей. Следуя истории, изложенной в фильме, четверо автономных героев прокладывают себе уникальные пути к свободе, однако бегство с охраняемой территории — лишь первый шаг. Дальше — кража немецкой формы и художественное переодевание, встреча с представителями местного «ля резистанс», почти квестовое катание на поезде, залихватские гонки на трофейном мотоцикле… Таких развлечений здесь предостаточно, жаль только, что немногие до них доберутся.

Рутина

Основой игры, тем не менее, является именно stealth-механика. Зеленых конусов видимости у охранников нет, чем они и пользуются, вовсю подражая старшим товарищам из MGS2 — слышат явно лучше, чем видят. Любая карта негласно делится на две части: зоны, где положено находиться, и, соответственно, «закрытые» зоны. Безопасная территория обычно представляет собой расставленные рядами бараки, для удобства пленников снабженные дверьми с каждой из четырех сторон света. А посему, чтобы попасть из одного здания в другое, достаточно выйти из боковой двери, сделать два шага по открытой местности и войти в соседнее помещение. Саспенса — ноль. Товарищи-пленные намертво приклеены к полу и отказываются даже разговаривать, отбрехиваясь дежурной репликой вроде «Поторопись-ка!». Услышавший шаги охранник не преминет заинтересоваться происходящим — зайдет в барак, посмотрит в ваши честные глаза…

Удар, и фриц, патетически крякнув, опускается на колени, размазывая слезы по лицу. После непродолжительных рыданий он встает и поднимает тревогу. Будьте осторожны — присевший охранник считается находящимся «в домике», а потому что-либо сделать с ним нельзя. Вариант номер два — при молчаливом попустительстве других заключенных и абсолютном безразличии охраны незадачливого надсмотрщика удушить, а труп оттащить в уголок потемнее (оружие, разумеется, забрать не разрешают). Через некоторое время в указанном месте образуется живописный склад, а из лагеря исчезают все посторонние, одетые в военную форму. Вот теперь можно спокойно заняться изучением целей миссии (как правило, просят сбегать из пункта А в пункт Г с остановками в Б и В).

Ну и, разумеется, нужная местному диггеру деревяшка не отламывается от соседней кровати, а добывается из правой (!) поленницы в другом конце лагеря (в левой лежат только плохие, негодные дрова). Да, это лучше, чем виденные в Alcatraz: Prison Escape чудеса света, но и от идеала тоже довольно далеко.

Action-вставки страдают от очевидной недоделанности. При стрельбе в режиме от третьего лица модель персонажа постоянно загораживает собой прицел, а если перевести камеру в черепную коробку, она займет место мозжечка, временно лишив героя способности передвигаться. Встречающаяся по сюжету управляемая техника путается в колесах и неадекватно реагирует на любые неровности рельефа. Хотя даже такие побеги, как ни крути, — лучшее, что есть в TGE.

======

Каким бы попсовым ни было исходное кино, игра опустилась еще ниже — в конце все действующие лица благополучно бегут из фашистской Германии. The Great Escape неплохо передает атмосферу фильма и вполне может понравиться эстетам, заинтересованным в серьезном отыгрыше роли Виржила 'The Cooler King' Хильтса. Нормальные же люди, не испытывающие нездоровой привязанности к киноклассике, продолжают играть в Prisoner of War — она превосходит TGE абсолютно по всем параметрам.