- Главная/
- Игры/
- Солнце Халкиона/
- Рецензия
Воистину трудны и неисповедимы пути, которыми игры компьютерные приходят в дома ваши. Некоторые из них сначала действуют напрямую, прокладывая дорогу через тысячи магазинов и миллионы пиратских развалов, а спустя год-другой выкладывают свои раздробленные на эпизоды телеса на сайты, занимающиеся дармовым распространением игр (Hidden & Dangerous). Другие же поступают с точностью до наоборот: сначала предлагают себя всему сетевому миру совершенно бесплатно, а потом, обнаглев и преисполнившись самоуверенности, начинают распространяться на всевозможных носителях и требовать определенную денежную сумму.
Космический симулятор Halcyon Sun избрал именно второй путь - осенью 2000 года проект стал бесплатно распространяться с сайта freeloader.com. Тогда игра была расчленена на эпизоды, и промежуток между выходом первого и последнего (двенадцатого) куска кода составил шесть месяцев. Теперь же, два года спустя, стараниями компании Brightstar Entertainment эпизоды собрали в единое целое. И получившийся Франкенштейн имеет вполне определенную цену.
Правда, проведенная операция оставила на теле немолодого пациента несколько малосимпатичных шрамов. Многие, например, могут быть обескуражены тем обстоятельством, что после четырех крошечных миссий игра под пафосную музыку показывает "Credits" и возвращает пользователя в главное меню. Не беспокойтесь, Элвис еще не покинул здание: начинайте заново и наслаждайтесь вторым эпизодом.
Здесь был Спок
В основе Halcyon Sun - непримиримое звездное противостояние между Carolan Alliance и Nolledah Revolutionary Republic. Первые являются Очень Похожими На Людей Существами, которые разносят по галактике свет и радость, тогда как вторые, бесспорно, представляют собой Злющих Негуманоидных Пришельцев, несущих смерть и разрушение. Игроку дозволено сражаться только за Carolan Alliance - крепитесь, это лишь первый и довольно безобидный укол абсолютной линейности Halcyon Sun. "Альянсом" сия благотворительная организация называется потому, что помимо собственно расы Carolan в нее входят представители другой народности, Eridani. Между союзниками постоянно случаются споры, ибо честные и благородные Кароланы исповедуют иные методы борьбы, нежели циничные и себялюбивые Эридани. Вам отводится роль истинного кароланца Dru Avery, командира звена высококлассных пилотов, базирующегося на исполинских размеров корабле под названием CSS Halcyon Sun.
Ага! Любители Star Trek почувствовали странный зуд в разных частях тела? Это неспроста, родные мои. Из вашего любимого сериала позаимствована не только сходная структура наименований кораблей, но и многое, многое другое. Примерно треть всего времени, проведенного с игрой, я пассивно наблюдал за скриптовыми заставками, откровенно смахивающими на мизансцены из жизни обитателей какого-нибудь USS Enterprise. Содержание их было самым различным - монологи склонного к рефлексии Avery ("В детстве все мои сверстники мечтали стать пилотами, но я хотел быть астрономом"), разговоры о перспективах карьерного роста с начальством, беседы с соратниками о женщинах. Слабый пол на борту CSS Halcyon Sun представлен двумя офицерами расы Эридани, и неотесанные ксенофобы из летной бригады не очень-то их жалуют, хотя Avery не разделяет этой точки зрения, - все-таки одна из них является его девушкой. Другая, комиссар Thera, - форменная гарпия; прибыла на Halcyon Sun для того, чтобы сообщать своему начальству о действиях союзников, держится высокомерно, плетет зловещие интриги. Впрочем, на нее сразу положил глаз капитан корабля по имени Larance, и, быть может, скоро ему удастся смягчить эту железную леди.
Словом, материала для плодотворных обсуждений собрано предостаточно. И скриптовые сценки, если оценивать их в общем, удались: они дают представление о кипящей вокруг жизни, осведомляют о сложных взаимоотношениях между союзниками, развлекают пикантными подробностями частной жизни героев игры. Но с чисто технической стороны заставки не безупречны: неплохое впечатление от моделей (если не брать в расчет кисти рук, напоминающие "клешню" из автомата с плюшевыми игрушками) и интерьеров резко портит неестественная, дерганая анимация. Казалось бы, пилоты, здоровые по определению люди, а двигаются как инвалиды… Технология "motion capture" явно оказалась не по карману разработчикам.
Униженный и оскорбленный
В нагромождениях декораций, моделей актеров, мегабайтов оцифрованной речи и прочего скриптового реквизита скромненько притаился космический симулятор.
Оказавшись в кабине истребителя, не ожидайте получить какое-то интересное и незаурядное задание. Вам предстоит либо незамутненное уничтожение всего, что помечено на HUD красными квадратиками (это могут быть истребители, иногда фрегаты, еще реже - орбитальные станции), либо тот же самый тотальный "дестрой", но под благочестивым предлогом эскортирования дружественных бомбардировщиков. Порой ситуацию усугубляет тикающий таймер, призывающий игрока активизировать деструктивные порывы. По мере прохождения битвы приобретают величественный масштаб, а целей становится все больше. Однако бортовой компьютер жестко задает приоритеты, и нередки ситуации, когда приходится сосредотачиваться на уничтожении крупных кораблей, презрев носящиеся вокруг стаи злобно отплевывающихся истребителей.
Набор доступного вооружения так же довольно тривиален и скучен - лазеры, самонаводящиеся ракеты, торпеды. Разумеется, изобрести что-то принципиально новое в этой области практически невозможно. Но, несмотря на это, в космическом симуляторе пальба должна доставлять ничем не замутненное удовольствие. Нажатие "пробела" обязано сопровождаться мощными звуковыми эффектами, внушительной отдачей, визуальной феерией. В Halcyon Sun эта деталь упущена. Видео- и аудиоэффекты весьма скромны, взрывы выглядят блекло. Как результат, удовольствие от боев значительно уменьшается. Увы.
Зато меня откровенно позабавил один управленческий нюанс. Функцию "match speed" на управляемый корабль явно приделали какие-то саботажники и злоумышленники. Эта полезная и даже необходимая в других космических симуляторах вещь, при включении которой вражеские корабли без лишней суеты предоставляют вам возможность сесть им на хвост, после чего мученически погибают, в Halcyon Sun работает совсем иначе. Корабль, под скорость которого вы пытаетесь подстроиться, начинает вести себя невообразимо бойко, вытворяя в пространстве такие выкрутасы, что диву даешься. Поймать подобного живчика в перекрестье прицела совершенно невозможно. Быть может, в таком героическом поведении неприятельских пилотов виновен неплохой AI, но, так или иначе, на дальних дистанциях противники не столь проворны, поэтому единственно верная тактика - снимать их издалека, не равняясь на скорость.
Halcyon Sun - совершенно линейная игра, и наиболее мерзко это проявляется как раз во время боевых вылетов. Помогающие вам в битвах соратники своей принципиальной неуязвимостью вызывают священный гнев. Умереть "случайно" они, подобно защищенным компанией Paramount Pictures персонажам Star Trek, не имеют права. Ваш корабль может полыхать и разваливаться на куски, в то время как твердокаменные подчиненные всегда остаются целыми и невредимыми. Вы никогда не получите сообщения вроде "имярек убил Дуна" - ведь появление упомянутого Дуна запланировано в предстоящей "cutscene".
Гость из прошлого
К сожалению, разработчики Halcyon Sun не приняли во внимание тех новшеств, что появились в космических симуляторах за несколько последних лет. Да, первое рождение его состоялось два года назад, однако и Starlancer, и Freespace 2 увидели свет еще раньше. Игра выглядит странно даже по меркам 2000 года, в ней отсутствуют многие стандарты, уже давно и прочно укоренившиеся в жанре. Список без преувеличения огромен: взаимодействие с ведомыми в бою, перераспределение энергии между различными системами корабля и т.д. Здесь нет даже интерфейсных экранов - вы либо следите за сюжетными перипетиями, либо сражаетесь в космосе. Да, понимаю, все это пережитки тяжелого эпизодического прошлого, когда учитывался каждый мегабайт. Но времени, чтобы хоть как-то улучшить эту картину, у авторов было предостаточно.
Можно еще долго качать головой, заниматься морализаторством и причитать. Вместо этого я хочу напомнить вам, что Halcyon Sun не является первым эпизодическим космосимулятором. Подобный проект вышел четыре года тому назад, причем он был отпрыском одной из величайших серий игровой индустрии и, по удивительному стечению обстоятельств, стал ее надгробным камнем. Имя его - Secret Ops, а серия носила название Wing Commander…