- Главная/
- Игры/
- Серп и молот/
- Рецензия
В отличие от «Блицкрига», ниваловский Silent Storm вместе со своим наполовину аддоном «Часовые» не привлек толпы разработчиков, желающих сделать нечто новое на движке SS/SSS. До сих пор. Для большинства рядовых любителей тактических стратегий проект «Серп и Молот» вырос из-под земли внезапно, после официального анонса продюсерского отделения Nival. Неплохая модификация, создававшаяся маленькой группой энтузиастов под руководством Александра 'Novik' Москальца, получила мощную поддержку авторов оригинала и, что удивительно, полностью ее оправдала. Игра удалась, причем теперь это вовсе не тактика, а RPG с тактическими элементами. Как так вышло? Stay tuned.
Перекуем мечи на орала
Для начала забудьте о строгой последовательности миссий и лобовом силовом прохождении. Конечно же, самые нетерпеливые могут проскочить игру часиков за пять и столкнуться с не очень хорошей концовкой (всего их 4 — т.н. глобальных). Те, кто не в курсе и не хотят просвещаться, почешут затылок и махнут рукой (мол, «что за тупая игра»). Если же вы предпочитаете перед выстрелом думать, то будете заинтригованы и историей, и лихой, но не безграничной, нелинейностью. Во многих местах решения отнюдь не очевидны, приходится напрягать извилины.
Действие псевдоисторического «Серпа» начинается с заброски главного героя в тыл западной зоны оккупации послевоенной Германии, где заправляют войска союзников. Вы, бывший диверсант, лично знаете некоего Вацлава, недавно вышедшего на контакт с советской разведкой и предложившего наладить связь с остатками организации «Молот Тора», известной игрокам по серии Silent Storm. Но вот со встречей «друзей» выходит промашка, и весна 1949 года обещает быть жаркой. А средняя температура будет зависеть от ваших поступков.
Знакомые по SS/SSS лица на построение не явились. Вы не найдете здесь ни одного играбельного персонажа из оригинальных игр. Взять в команду одних новичков — проще простого, за другими, наоборот, придется побегать. Все это заманчиво еще и потому, что наличие некоторых героев влияет на ветвление сюжета, и вполне вероятно, что за один раз вы всего не увидите. Забавный Фидель, жестковатая, но милая Сандерс, глуповатый Ларри, немногословный агент Павел — они наверняка вам понравятся.
Характеры прорисовываются в диалогах и монологах впечатляющего, по сравнению с двумя родственными играми, объема. Безусловно, «Серп и Молот» далека от Planescape: Torment или любой крупной RPG, насыщенной мегабайтами текстов, но зато все приятно написано, посыпано юмором и отлично озвучено. Как, впрочем, и «выкрики» — фразы, с помощью которых подопечные реагируют на события. Отключать реплики совсем не хочется. Сократив количество доступных солдат, разработчики основательно расширили словарный запас виртуальных бойцов, сожалеющих о смерти соратников (поименно), ругающих обстрел (иногда довольно грубо) и укоряющих вас за кривую стрельбу. Очень оживляет атмосферу (и приготовьтесь к конфликтам в группе, если в нее попадут несовместимые герои).
Щит и меч
Боевые столкновения в игре — не единственно верный путь к цели. Гораздо чаще следует проявлять благоразумие, не встревая в разборки с властями и не трогая мирных жителей. Иначе постепенно кровожадная политика приведет в место, указанное во втором абзаце.
Поэтому отныне гражданская и военная форма напрямую влияют на геймплей. Как вы думаете, кто вызовет подозрение полиции — человек в маскхалате советского диверсанта или обыкновенный гражданин? Хотя… если у обывателя из-за спины высовывается дуло автомата…
Не хватает костюмов для всех членов команды? Оставьте кого-нибудь на базе (ее вы можете подобрать себе самостоятельно). Но при проведении операции, скажем, в лесу лучше одеваться соответствующе — военная форма добавляет очков скрытности и увеличивает вероятность «перехвата». Кстати, наконец-то исчезла возможность уходить в «hide» при дневном свете и ярком свете лампочек (стреляйте по ним, стреляйте!). «Стелс» начинается лишь по ночам.
Оружейный и денежный дефицит в «СиМ» силен как никогда, причем он зависит от уровня сложности. Хорошие «стволы» у барыг стоят дорого, патронов завозят мало, и в тылу врага их порой не сыскать днем с огнем, так что в военных стычках частенько используются трофеи. А от пребывания на земле оружие теперь сильно портится, да и заклинивает его регулярно (починить можно только своими силами — шерше ля инженер!). Кстати, даже если вы обчистите трупы на поле брани, — а с этим тянуть не стоит, жители тоже любят халяву, — гарантии, что продажа вещичек принесет вам приличный доход, нет. Спекулянты в игре цепкие. Короче говоря, проблем с развлечением у хардкорных игроков не возникнет.
К тому же до лабаза трофеи еще нужно донести. И тут мы встречаемся с существенным новшеством в тактике — у предметов появился вес, тесно связанный с количеством очков действий персонажей (AP). Чем больше вы несете, тем меньше AP будет в начале каждого хода. Попрощайтесь с дешевыми «осликами-перевозчиками».
Прочие тактические поправки незначительны, во множестве мест баланс корректировался, а не переписывался. Все это пошло игре на пользу. К примеру, у снайперских винтовок осталось всего два режима стрельбы. Без специального «перка» бегать с тяжелыми пулеметами запрещено. Отдельные виды оружия можно превращать в обрезы, смертельные на близких расстояниях. Гранаты усилены и при равных условиях становятся очень важным инструментом.
Однако вернемся к RPG-составляющей. Например, к управлению диалогами. Вообще странно видеть нечто подобное на движке SS. Реализованы они простенько, без каких-либо журналов фраз (обычный журнал есть, и он в меру информативен), на разговоры характеристики главного героя воздействуют слабо. Но беседы направляют нас по разным сюжетным веткам, что от них и требуется.
Молоток. Красный.
Графически игра также изменилась, хотя и не революционно. Это все тот же Silent Storm, со знакомыми достоинствами и недостатками. Нельзя сказать, что время не пощадило движок, но пара-тройка седых волосков уже проглядывает. Некоторая невнятность текстур компенсируется обилием моделей техники и общей проработанностью антуражей. Нет, покататься на танках не дадут, но поглядеть — поглядите. Основным новшеством стала динамическая смена дня/ночи и, соответственно, освещения. Цикл дня и ночи привязан к местному реальному времени — иногда придется успевать выполнять задания до определенного момента.
Музыкальное оформление, несомненно, понравится не всем, особенно боевая часть. Лично мне быстрая тяжелая музыка в боях пришлась по душе, а заглавную тему я поместил в плейлист.
Без ошибок, конечно же, не обошлось, однако почти все они некритичные и исправляются первым мини-патчем (начинать заново необязательно). Одобряем оперативность разработчиков.
Молотом по наковальне
Для бывшей модификации проект получился впечатляющим. Игра может показаться коротковатой, но лишь в том случае, если вы играете на сложности с коэффициентом меньше 3.0. «Серп и Молот» на порядок лучше SS/SSS, и ролевая составляющая вплетена в нее очень грамотно. А для тех, кто боялся войти в мир военных тактических стратегий, появилась новая дверь. Почему бы ее не открыть? DIXI.
P.S. Да, и никаких панцеркляйнов и лучевых ружей. Фантастика, к счастью, осталась в прошлом.